Как три студента из Перми создали робота-консультанта

Продать 102 робота в 2016 году им помогла вирусная реклама
Чаще всего промоботов используют на выставках – для привлечения внимания посетителей / Личный Архив

Еще в университете предприниматели узнали о льготах, которые получают резиденты фонда «Сколково». Но стать резидентом «Сколково» «Промоботу» удалось только с третьей попытки: экспертов фонда сначала не устроили небольшие продажи, потом – отсутствие международного опыта у разработчиков. Помогла недельная стажировка Кивокурцева в США от Политехнического университета. «Промобот» также принял участие в конкурсе инновационных проектов Generation S, акселераторе стартапов при Российской венчурной компании (РВК), и вошел в пятерку победителей.

Олег Кивокурцев увлекся роботами в 2013 г. на 5-м курсе Пермского государственного политехнического университета, где учился на инженера-конструктора. Втроем с одногруппником Максимом Утевым и Игорем Еремеевым, аспирантом электротехнического факультета, они сделали робота-снегоуборщика, рассказывает Кивокурцев. Они сняли его на видео и выложили ролик на YouTube. В результате робота приобрел покупатель из Чехии за $3000.

Во время университетского конкурса «Большая разведка» партнеры познакомились с пермским бизнес-ангелом Алексеем Южаковым, и эта встреча стала поворотной. Южаков предложил делать роботов для корпоративного применения – в качестве консультантов, промоутеров, экскурсоводов – и вложил 300 000 руб. Компания «Промобот» была создана в 2014 г., Южаков получил в ней долю в 50%, а Кивокурцев с двумя партнерами стали совладельцами.

Говорит и показывает

К октябрю 2013 г. был готов прототип. У изобретателей был выбор: сделать робот телеприсутствия (он оснащен видеокамерой и микрофоном, а оператор управляет им дистанционно через интернет или GPRS) или полностью автономную модель. По мнению Южакова, автономные роботы перспективнее: они дороже роботов телеприсутствия, но функциональнее и не нуждаются в операторе.

Первый робот получился ростом 145 см и весом 70 кг. Программное обеспечение изобретатели разработали сами, им только пришлось купить лицензии на программы распознавания лиц и речи у Visionlabs (за 48 000 руб. с правом коммерческого использования), Google и «Яндекс» (по $1000 каждая). Основную часть блоков заказали на Alibaba – аккумулятор на 8 ч работы, электромоторы для головы, рук-манипуляторов и колесной части, датчики препятствий, процессор и прочую электронику.

Робот передвигается на колесиках, жестикулирует, распознает собеседников и разговаривает с ними. Он записывает каждую реплику, потом звуковой файл по интернету отправляется на сервер «Яндекса» или Google, где преобразуется в текст, а затем пересылается на другой сервер, чтобы по словам-маркерам подобрать ответ в нейросетевой лингвистической базе. При хорошем сигнале робот отвечает за 2 с, при плохой связи интервалы увеличиваются, признает Кивокурцев. Без интернета робот не сможет работать. Точность распознавания речи – около 80%, утверждает Кивокурцев. Для проверки робота Южаков договорился с одним из торговых центров Перми. Промобот рекламировал цветочный магазин, ездил среди посетителей, здоровался за руку, шутил и делал комплименты дамам. В результате к концу года удалось продать 10 роботов по 300 000 руб. – торговому центру, строительной компании, event-агентству и поставщику пластиковых окон.

Конкурсная карусель

К январю 2015 г. пермские стартаперы выпустили промобот второго поколения с новым дизайном корпуса, сниженным энергопотреблением, более надежными моторами. Он стал лучше распознавать лица и научился распознавать скопления людей и подъезжать к ним (раньше он перемещался хаотично).

Кто делает

600 компаний в мире занимаются производством автономных сервисных роботов. 43% из них работают а Европе, 37% – в США и 20% – в Азии, сообщает Международная федерация робототехники. Мировым лидером по производству автономных роботов является японская компания SoftBank, к 2016 г. она профдала больше 10 000 таких машин

Благодаря Generation S у «Промобота» появилось два частных инвестора из числа экспертов конкурса: ректор Московского технологического института (МТИ) Григорий Бубнов и проректор Евгений Плужник. Они вложили в «Промобот» 25 млн и 18 млн руб. соответственно. Бубнов объясняет, что, прежде чем стать ректором МТИ в 2009 г., он был совладельцем нескольких банков и инвесткомпаний, а Плужник раньше был партнером Евразийской холдинговой компании.

Ставка на выставки

Люди не понимают, зачем нужны и что могут сервисные роботы, говорит Владимир Венеров, гендиректор компании Alfa Robotics. Alfa Robotics в 2016 г. продала 30 роботов-промоутеров Kiki по 747 000 руб.

Лучшая реклама – показывать робота на выставках, ведь он продает сам себя, рассказывает Кивокурцев. Для резидентов «Сколково» участие в выставках было бесплатным. Бесплатно предоставляла «Промоботу» место на своих стендах и РВК. Благодаря этому пермского робота удалось показать на Robotics Expo в Москве, а также на выставках в Париже, Сингапуре, Токио и Хельсинки.

Владелец рекламного агентства «Джон Голт» Евгений Володин впервые увидел промобота именно на выставке. Он купил трех роботов за 1,5 млн руб. и стал сдавать их в аренду как промоутеров и консультантов на конференциях по 36 000 руб. в день. За год роботов брали в аренду примерно 50 раз, уточняет Володин.

В 2015 г. предприниматели продали 81 робота. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Промобот» в 2015 г. составила 21 млн руб., чистая прибыль – 2,3 млн руб.

В 2016 г. «Промобот» снял помещение площадью 600 кв. м на территории технопарка в центре Перми за 300 000 руб. в месяц. Штат предприятия расширился до 50 человек (программистов, сборщиков, электронщиков, инженеров и лингвистов). На зарплату уходит примерно 1,5 млн руб. в месяц, говорит Кивокурцев.

Восстание машин

Летом 2016 г. с испытательного полигона «Промобота» в Перми сбежал робот – якобы по вине инженера, оставившего машину без присмотра. И сразу же на YouTube появился ролик, показывающий бесхозного робота, разъезжающего по улице. Кивокурцев уверяет, что никто в компании не организовывал съемку. Ролик показали по телеканалу Russia Today, о побеге робота написали газеты.

Это отличный рекламный ход, не важно, был он организован или получился случайно, комментирует основатель агентства Paradigma Илья Ноткин. Вирусная реклама, маркетинг через YouTube, выставки – наиболее эффективны для продвижения столь необычных продуктов, как роботы, считает эксперт. Главное – показывать робота в действии.

Замена человеку

$10 млрд составляет мировой рынок автономных роботов, используемых в качестве продавцов и промоутеров, по оценкам ФРИИ

После выхода ролика количество заказов выросло втрое, говорит Кивокурцев. Всего за 2016 г. был продано 102 робота.

«Промобот» второго поколения в зависимости от комплектации продается по цене от 490 000 до 920 000 руб. Сейчас компания продает в среднем по 10 роботов в месяц, главным образом ритейлерам и рекламным агентствам. Осенью 2016 г. 15,5% «Промобота» за 150 млн руб. приобрел Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). По словам его представителя Никиты Юрьева, фонд привлекла динамика «Промобота» и перспективы мирового рынка роботов бизнес-назначения.

Made in China

Чтобы перейти от ручной сборки к серийному выпуску роботов, надо выйти за пределы рекламно-выставочной сферы, комментирует Дмитрий Гришин, основатель Grishin Robotics. Компания SoftBank выпустила несколько моделей для ритейла, банковской сферы, но массового спроса пока нет, отмечает Гришин. «Промобот» уже продал по три робота НПФ Сбербанка и самому Сбербанку. Представитель Сбербанка факт подтвердил.

Сейчас «Промобот» дорабатывает модель третьего поколения. Она сможет подключиться к учетно-управленческой системе ритейлера и ответить на вопрос, в каком магазине сети и по какой цене можно купить тот или иной товар. Также «Промобот» разрабатывает технологию управления роботом без подключения к интернету.

На выставке в Токио в 2015 г. Южаков подписал контракт с китайской фирмой Keysi Micro­elec­tro­nics на поставку 100 роботов до 2020 г. Южаков попросил представителей Keysi Microelectronics познакомить его с кем-либо из чиновников Китая, и те организовали знакомство с властями двух провинций. «Нам предложили производственные площадки бесплатно, поскольку китайцы очень заинтересованы в развитии производства роботов», – объясняет Южаков.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)