Основные тенденции развития корпоративных благотворительных программ

Итоги десяти лет конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности»
Волонтерство охватило даже Дедов Морозов, устроивших благотворительный забег/ Андрей Гордеев / Ведомости

Десять лет назад многие компании в России сомневались, стоит ли вкладывать деньги в благотворительность, их благотворительные акции носили спонтанный и несистемный характер, вспоминает Наталья Каминарская, директор центра «Благосфера». К этому времени многие предприятия уже не держали на балансе социальные объекты, которые достались им во время приватизации вместе с заводами, а потом снова стали частью городской инфраструктуры – у компаний появились деньги на благотворительные проекты, рассказывает Ольга Башкирова, директор благотворительного фонда «Ренова».

На первый конкурс «Лидеры корпоративной благотворительности», который «Форум доноров», PwC и «Ведомости» объявили в 2008 г., заявки подали 40 компаний, среди которых было немало представительств западных корпораций в России. Совокупный бюджет на филантропические программы участников составил 6,5 млрд руб.

Тогда казалось, что конкурс будет носить педагогический характер: участвуя в нем, компании – лидеры в области устойчивого развития подадут пример всему российскому бизнесу, вспоминает издатель «Ведомостей» Глеб Прозоров. Однако круг участников за истекшие годы так и не расширился: в среднем в конкурсе участвовало не более 50–60 компаний и это по-прежнему были крупные российские и иностранные компании, замечает Прозоров. В 2016 г. в конкурсе участвовало 60 компаний, а в 2017 г. – 52. Среди отказавшихся оказались, например, «М.видео» и X5 Retail Group, представитель которой объяснил отказ от участия тем, что в этом году компания занимается цифровизацией социальных программ. В дальнейшем она планирует участвовать в конкурсе.

Зато совокупный бюджет на программы корпоративной социальной ответственности (КСО) конкурса вырос с 2016 по 2017 г. вдвое, замечает исполнительный директор «Форума доноров» Александра Болдырева. По подсчетам PwC, в 2017 г. совокупный бюджет представленных программ составил более 43 млрд против 20 млрд руб. в 2016 г.

Однако более половины совокупного бюджета компаний на КСО в 2017 г. пришлось на две горнодобывающие компании – «Алросу» (10 млрд руб.) и «Норникель» (10 млрд руб., по данным «Форума доноров»). По мнению старшего менеджера практики КСО PwC Веры Смирновой, это связано с тем, что обе компании являются крупнейшими работодателями в своих моногородах. «Норникель» и «Алроса» тему не прокомментировали. Однако руководитель аналитического подразделения Альфа-банка Борис Красноженов предполагает, что рекордное увеличение бюджета на КСО «Норильского никеля» объясняется желанием компании повысить капитализацию. А обширная программа КСО всегда поднимает рейтинг эмитента в глазах инвестора, особенно западного.

Кроме того, говорит он, «Норильский никель» вполне мог позволить себе увеличить расходы на КСО, благо что цены на никель, медь и платиноиды на мировых рынках выросли.

Построить систему

Самое важное, что компании научились правильно формировать и тратить бюджеты на благотворительность, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. Раньше, объясняет Игорь Соболев, в прошлом директор благотворительного фонда «Уралсиба», даже в крупных компаниях решение о том, куда направить благотворительные средства, чаще всего принимали непосредственно владельцы. Теперь благотворительностью занимаются специальные подразделения компаний, корпоративные благотворительные фонды или привлеченные некоммерческие организации, для которых главный приоритет – стратегия бизнеса Очень часто компания сосредотачивается на развитии территорий, где находятся ее заводы.

Победитель конкурса – «Северсталь» с 2007 г. исполняет программу поддержки музеев Севера в Коми, Карелии, Мурманской и Вологодской областях. Компания обучает музейных работников менеджменту и проводит конкурс грантов на участие в самых крупных музейных мероприятиях страны, рассказывает ее представитель. По его словам, бюджет первых двух лет составил 12 млн руб., сейчас «Северсталь» тратит на эту программу 7,5 млн руб. ежегодно.

А «Сахалин энерджи» поддерживает коренные малочисленные народы Севера, рассказывает руководитель отдела социальной деятельности компании Наталья Гончар. Компания стремится к партнерству с местным населением ради устойчивого развития бизнеса и региона. С 2006 по 2010 г. «Сахалин энерджи» вложила в программу $1,5 млн, с 2011 г. по 2015 г. - $1,6 млн, а с 2016 г. тратит по $320 000 ежегодно. На эти деньги был создан фонд мини-грантов, который полностью управлялся представителями коренных народов, изданы книги, посвященные устному творчеству коренных народов, проведены фольклорные и лингвистические исследования. Компания создала также в каждом районе традиционного проживания коренных этносов ячейки, куда входят представители малых народов и муниципальной власти.

Принцип эффективности

За 10 лет изменился и механизм финансирования благотворительных проектов, говорит Смирнова из PwC. Она рассказывает, что в компаниях появились нормативные документы, в которых объясняется, что компания понимает под благотворительностью, и перечисляются все расходные статьи.

Любой филантропический проект начинается с изучения ситуации в регионе. Анализ выявляет сферы, где нужно что-то развивать, чтобы создать более комфортную социальную среду для своих сотрудников на территории присутствия компании, рассказывает Марина Михайлова, программный директор благотворительного фонда Сбербанка.

Александр Архипов, директор по социальным инвестициям и внутренним коммуникациям JTI, вспоминает, как его компания помогла музею в одном из городов присутствия создать навигацию выставочного пространства. JTI выяснила, что в этом музее посетители чувствуют себя некомфортно из-за того, что в залах не хватает стрелочек и указателей и посетители путаются, не зная, куда идти. Компания провела переговоры с музеем и наняла подрядчика – компанию, которая разработала дизайн музейного пространства и внутреннюю систему навигации.

По словам Архипова, любые благотворительные программы компании сейчас анализируют по трем показателям: ресурсы и денежные вложения, количество выполненных проектов и эффект инвестиций (другие эксперты называют этот показатель Social ROI и измеряют им качественные изменения в жизни местного сообщества на протяжении нескольких лет).

Сотрудничество с властью

Многие проекты компании реализуют в сотрудничестве с федеральными и региональными властями. Раньше власти нередко пытались навязывать бизнесу свои планы и проекты, но теперь компании все чаще занимают проактивную позицию: они представляют свои программы, грамотно аргументируют выбор объекта для благотворительных трат и договариваются с учетом интересов всех сторон, отмечает Соболев.

Например, «Эксон нефтегаз лимитед», дочернее предприятие ExxonMobil на Сахалине, в сотрудничестве с местными властями поддерживает в регионе обширную программу по сохранению и популяризации культуры коренных малочисленных народов, в которую компания с 2002 по 2016 г. вложила около 60 млн руб., рассказала вице-президент «Эксон нефтегаз лимитед» Маргарита Цой.

Но в следующем году договориться с властями будет не так просто, так как в этом году регионы уже вернули федеральному центру более 80 млрд руб. бюджетных кредитов, взятых под исполнение майских указов, и денег у региональных властей стало меньше, а у компаний параллельно расширились бюджеты на социальные инвестиции, сообщили собеседники «Ведомостей» на условиях анонимности. «Ведомости» спросили у Минэкономразвития, не связано ли увеличение благотворительных бюджетов с тем, что у региональных и муниципальных властей стало меньше денег. Министерство на вопрос не ответило.

Больше образования

В этом году компании традиционно представили на конкурс больше всего образовательных программ, отмечает Болдырева из «Форума доноров»: обучающие программы и для школьников, и для студентов, и для предпринимателей. Вторым по популярности направлением тоже традиционно стало развитие местных сообществ и социальная защита населения, отмечает Болдырева. А третье место заняли программы в сфере фитнеса, здорового образа жизни и здравоохранения. Одну из самых интересных программ реализует банковская группа «Зенит» совместно с общественной организацией «Операция улыбка», считает Болдырева. Начальник управления спецпроектами, благотворительными и спонсорскими программами банка Олеся Громовая рассказывает, что банк с 2005 г. помогает этой организации проводить бесплатные операции детям с расщелинами губы, неба и другими лицевыми деформациями. Банк ежегодно финансирует две подобные акции в регионах и выделяет на них от 700 000 до 3 млн руб.

Поддержка предпринимателей

Среди сравнительно новых программ собеседники «Ведомостей» особо отмечают проекты по поддержке социального предпринимательства. Так, ОМК в 2016 г. запустила программу «Начни свое дело» в городе Чусовом Пермского края, рассказывает Ольга Миронова, руководитель направления спонсорских и благотворительных проектов. Ее бюджет составил 3 млн руб. и был потрачен на проведение форума и краевой конференции по социальному предпринимательству, а также на гранты лучшим предпринимательским проектам. В 2017 г. программа была запущена еще и в городе Благовещенске в Башкирии, а ее бюджет вырос до 6 млн руб.

А компания Amway пять лет назад начала поддерживать женское предпринимательство. По словам Анны Сошинской, директора по внешнекорпоративным связям «Amway Россия», в 2017 г. компания получила 1925 заявок от предпринимательниц в 20 городах и прослушала 404 презентации проектов. Ранее бюджет проекта составлял не менее 4 млн руб. в год. Но потом часть работы взяла на себя «Опора России», а Amway теперь выделяет 200 000 руб. в каждом городе на коммуникационную поддержку проектов.

Социальное предпринимательство занимает промежуточное положение между благотворительностью и предпринимательством и помогает решать актуальные проблемы регионов, рассказывает Татьяна Образцова, представитель СУЭК. Компания еще в 2012 г. запустила проект «Школа социального предпринимательства», выпускники которой организовали уже почти 100 новых компаний.

Компании заинтересованы в развитии предпринимательства в городах, где находятся их заводы, потому что одни предприятия закрываются из-за неэффективности старых технологий, другие автоматизируются и сокращают персонал, объясняет Соболев. Высвободившимся работникам нужны новые рабочие места, а малый бизнес как раз и может ими обеспечить.

Все больше волонтеров

В последнее время компании все чаще вовлекают сотрудников в волонтерские и грантовые проекты, рассказывает Каминарская. Волонтерство полезно и самому бизнесу – сплачивает команду, повышает лояльность сотрудников, пробуждает у них желание активно предлагать и рационализаторские предложения по развитию компании, сотрудники получают новые навыки, прежде всего по управлению проектами, говорит Соболев.

Так, в UC Rusal волонтерские проекты объединены в программу «Помогать просто». По словам представителя компании, программа включает грантовый конкурс, бюджет которого в 2018 г. составит 7 млн руб., две экологические акции с общим бюджетом в 8 млн руб. и традиционный новогодний марафон компании с бюджетом в 6 млн руб. Около 80% этих средств идет на поддержку инициатив волонтеров, а 20% – на организацию мероприятий в 24 городах и обучение самих волонтеров. За семь лет в волонтерских проектах UC Rusal приняло участие 60 000 человек, и, как считает компания, волонтерские проекты помогли сотрудникам развить в себе навыки проектной деятельности и лидерские качества.

Методика оценки

Компании проекта «Лидеры корпоративной благотворительности – 2017» оценивались по следующим параметрам:
1) как они сформулировали цели и задачи в сфере КСО;
2) как управляют проектами и как методы управления зафиксированы в документах;
3) как измеряют эффективность программ КСО;
4) насколько активно рассказывают о своей деятельности в отчетах и на сайте, а также как делятся накопленным опытом в сфере КСО с другими.

Сотрудники-волонтеры становятся более эффективными не только в волонтерских проектах, но и непосредственно на производстве, потому что готовы брать на себя ответственность и занимают проактивную позицию, подтверждает Елена Крючкова, менеджер департамента социальной политики «Норильского никеля», где с 2015 г. действует программа волонтерства «Комбинат добра» (за два года привлекла 4,7 млн руб., из них 3,7 млн – пожертвования сотрудников).

Однако в волонтерских проектах есть одна сложность, добавляет директор департамента коммуникационных и социальных проектов компании UC Rusal Рустам Закиев. Надо убедить руководство компании, что работники не будут отвлекаться на волонтерские проекты в рабочее время и их производительность из-за волонтерства не снизится. И управлять волонтерским движением не получается привычными методами, основанными на иерархии и чинопочитании, – нужны гибкие командные структуры в духе agile.

Главный тренд – собственники компаний, желающие, чтобы благотворительные корпоративные проекты приносили наибольшую пользу обществу, хотят также извлекать как можно больше пользы из этих проектов для бизнеса, говорит Соболев. Рэнкинг «Лидеры корпоративной благотворительности» помогает компаниям повысить эффективность управления филантропическими проектами, добавляет Прозоров. Однако масштабирования и тиражирования этих лучших практик так и не произошло, сожалеет он. Достаточно сравнить количество компаний, торгующихся на Московской бирже (232), и вчетверо меньшее число участников ежегодного проекта «Лидеры корпоративной благотворительности», говорит Прозоров.