Чем опасны трудоголики

Шесть способов избавиться от привычки слишком много работать

/ ​Варвара Гранкова​

Многим нравится работать. Но даже если работа подпитывает ваше эго и дарит чувство значимости, она не всегда приносит вам пользу. Что делать, если вы постоянно задерживаетесь в офисе и проверяете электронную почту из дома? Как разорвать порочный круг? Как убедить окружающих, таких же помешанных на работе коллег и требовательного начальника, что работать все время вредно? Как скорректировать ожидания вашего руководителя и сотрудников?

Мнение экспертов

Мэри Блэр-Лой, социолог и директор-учредитель Центра гендерных исследований при Университете Калифорнии в Сан-Диего, говорит: обществу, где работу считают достойным занятием, трудоголизм не кажется серьезной проблемой. Такая преданность имеет преимущества. «Работа бросает вызов, увлекает и позволяет узнавать что-то новое», – говорит Блэр-Лой. Но за это вы платите высокую цену, считает Стюарт Фридман, профессор менеджмента Уортонской школы бизнеса и автор книги Leading the Life You Want: Skills for Integrating Work and Life. Работа допоздна, редкие отпуска, отсутствие настоящего отдыха из-за вездесущих электронных устройств – все это вредит вашим отношениям, здоровью и продуктивности. Вот несколько советов, которые помогут вам преодолеть зависимость от работы.

Пересмотрите определение успеха

Способы лечения

Что делать
Включите в понятие «личный успех» отношения с людьми и свое физическое и духовное благополучие.
Тщательно планируйте свое время.
Относитесь осознанно к проблеме трудоголизма.

Чего не делать
Бороться с трудоголизмом в одиночку без помощи коллег и родных.
Машинально тянуться за телефоном в некомфортной ситуации.
Забывать о физических упражнениях, сне и полноценном питании.

Начните с переосмысления понятия «успех». Трудоголики – перфекционисты, которые стремятся быть впереди. Профессиональные достижения прекрасны. Но чтобы жить полной жизнью, нужно «понимать цели и чувствовать границы, где начинается семейная жизнь, физическое и духовное здоровье», говорит Фридман. Иными словами, самооценка не должна концентрироваться на статусе и зарплате. Надо учитывать качество отношений, вовлеченность в жизнь общества, личное физическое и эмоциональное благополучие. Невозможно быть лучшим во всем, отмечает Блэр-Лой. «Не надо быть идеальным сотрудником, идеальным родителем, триатлонистом или человеком, который читает The Economist от корки до корки. Не стоит выставлять себе сверхчеловеческую планку», – поясняет эксперт.

Сместите фокус внимания

Вам следует сделать шаг назад и подумать, как бы вы хотели тратить ваше время и энергию. «Если вы стремитесь развивать карьеру, внимание – ваш самый ценный актив», – советует Фридман. Как вы хотите инвестировать его? «У вас гораздо больше контроля над ситуацией, чем вы думаете», – считает эксперт. Всегда будет работа, которую нужно выполнить, но вы можете сделать сознательный выбор и потратить время на что-то другое: провести его с семьей, с друзьями или помочь окружающим.

Блэр-Лой советует заниматься одним делом единовременно и не работать в многозадачном режиме. Вы обделяете семью вниманием, если выходите в свет с супругой, но при этом обсуждаете рабочие вопросы по телефону или проверяете почту, считает эксперт.

Важна поддержка

Аманда Совадски, бывший корпоративный директор по коммерческой деятельности из Миннеаполиса, впервые поняла, что она трудоголик, когда из-за панической атаки оказалась в отделении «скорой помощи». Врач выписал ей таблетки, и она решила, что пора что-то менять.
Она обратилась за помощью к мужу: «Я попросила его следить за тем, чтобы я уходила с работы в определенное время. Он звонил мне в шесть вечера и не вешал трубку, пока я не покидала здание».
Затем она взяла под контроль использование гаджетов: стала выключать телефон в восемь вечера и включать его только в семь утра. «Я перестала отправлять письма подчиненным после окончания рабочего дня и по выходным», – признается она.
Совадски постепенно сократила рабочие часы. «Я по-прежнему гарантировала руководству выполнение всех задач в срок. Но чтобы сконцентрировать свое внимание на 20% дел, которые дают 80% результата, я стала чаще говорить «нет», – рассказывает она. Помогла и медитация: «Когда я снова начала получать удовольствие от жизни, я поняла, насколько отождествляла себя с работой. Дальше стало проще постепенно сокращать рабочие часы, потому у меня снова появились друзья и увлечения».

Все время находиться в режиме многозадачности не только невежливо, но и неэффективно. «Возможно, быстрый ответ добавит несколько баллов к вашей репутации на работе, но он точно не будет продуманным», – объясняет Блэр-Лой. Если вы проводите время с человеком, отдайте ему все ваше внимание хотя бы на несколько часов. После этого вы сможете позволить себе пятиминутный перерыв, чтобы разобраться с возникшими рабочими вопросами.

Измените ожидания

Фридман считает, что нельзя преодолеть зависимость в одиночку. Надо заручиться поддержкой коллег, родных и друзей, которые проконтролируют и поддержат вас. Чтобы «обновить» ожидания начальника и коллег, расскажите им, как собираетесь изменить образ жизни, и объясните, почему вы это делаете. Дайте понять, почему им лучше помочь вам. «Люди должны увидеть пользу для себя», – говорит Фридман. Он рекомендует сказать что-то вроде «В следующем месяце с четырех вечера по вторникам я буду недоступен. Вы заметите, как вырастут мои результаты после того, как я решу некоторые вопросы в личной жизни и буду меньше отвлекаться от работы. Через месяц обсудим, как все прошло». Блэр-Лой разделяет это мнение. Сообщайте честно и прямо о том, что собираетесь выделить время, когда вас не будут отвлекать. Это позволит вам формировать расписание и управлять ожиданиями внутри команды, считает она.

Попробуйте цифровой детокс

Не только трудоголики становятся рабами смартфона. Фридман называет это поведением «реактивного робота, который дергается каждый раз, когда его зовут». Если физически вы на месте, но мысленно отсутствуете, вы показываете окружающим, что они для вас не очень важны. Нет единого решения для всех, кто хочет попробовать цифровой детокс, поэтому имеет смысл испробовать разные варианты.

 Спрячьте смартфон. Если рабочий день закончен, не стоит держать смартфон под рукой. Согласно исследованиям само присутствие телефона влияет на качество и содержание разговора двух людей. «Общение становится более поверхностным, потому что в любой момент его может прервать звук оповещения», – говорит Блэр-Лой.

Гаджеты под контролем

У Мареза Ларизаде много ролей: бизнес-ангел в компании Bonobos, основатель сайта для поиска топ-менеджеров Doostang, созданного при поддержке венчурного фонда, и генеральный директор pulsd, онлайн-стартапа консьерж-услуг из Нью-Йорка.
Пару лет назад он осознал, что все его время и силы уходят на работу, и решил изменить ситуацию. Он начал с выработки простейших правил в отношении гаджетов. К примеру, электронную почту он проверяет только по будням в пять вечера. «Так у меня меньше соблазна прерывать работу постоянными проверками почты, – говорит он. – Если кто-то хочет сообщить мне нечто важное, он может мне позвонить».
Будучи основателем бизнеса, Ларизаде всегда оставался на связи на случай непредвиденных обстоятельств. Но компания выросла, и он стал делегировать по выходным второстепенные вопросы коллегам. «Как только вы отключитесь от работы на несколько часов, вы начнете жить настоящим моментом и ценить близких людей», – говорит он.
И самое главное – на первое место он поставил свое здоровье и благополучие. «Я больше сплю и меньше езжу в командировки», – объясняет Ларизаде. Изменения положительно сказались и на нем, и на его сотрудниках. «Они видят, насколько я радостнее, когда отдохну. Теперь всем в компании стало лучше», – признается он.

 Не заполняйте время телефоном. Многие, особенно трудоголики, говорит Фридман, достают телефоны в любой свободный момент: в очереди в офисной столовой, между беседами на мероприятии, в конференц-зале в ожидании коллег. Вы смотрите в телефон, когда волнуетесь или когда вам скучно, займитесь лучше тем, что вам нравится, советует эксперт. Вначале будет некомфортно, зато вы научитесь жить настоящим моментом, отвлекаться от дел и получать удовольствие от жизни.

 Будьте примером для подражания. Невежливо смотреть в телефон во время разговора с другим человеком, даже если в вашей организации так принято, считает Фридман. Это особо важно, если вы руководитель. Команда равняется на вас, и подчиненные будут повторять ваше поведение перед клиентами и другими людьми.

Осознайте проблему

Осознание проблемы приводит к тому, что люди начинают гибче мыслить и принимают более удачные решения. По словам Фридмана, тем, кто пытается избавиться от трудоголизма, надо тренироваться – только так они поймут, что с ними происходит. «Тренировка помогает обрести чувство контроля и цели, учит сознательно и обдуманно делать выбор», – поясняет эксперт. Блэр-Лой рекомендует медитацию. «Сделайте несколько вдохов и выдохов, это помогает», – говорит она.

Поставьте здоровье на первое место – не только ради себя

Корректируя приоритеты, не забудьте позаботиться о себе. «Вы не можете работать продуктивно и креативно более определенного количества часов в день. И вы точно не сделаете этого без полноценного сна, правильного питания и физических упражнений», – говорит Блэр-Лой. Исследования показывают, что люди, которые хорошо питаются, делают перерывы в работе, берут выходные и отпуска, много занимаются спортом, более энергичны и сосредоточенны. При этом вы должны думать не только о себе, но и о клиентах, друзьях, коллегах и родственниках, которым вы нужны здоровыми, добавляет Фридман.

Об авторе: Ребекка Найт, журналист из Бостона, публиковалась в The New York Times, USA Today и Financial Times, читает лекции в Уэслианском университете