Статья опубликована в № 4518 от 01.03.2018 под заголовком: Непродуктивная грубость

Грубость начальства и коллег снижает производительность труда

Даже если сотрудник не участник, а лишь свидетель грубой перепалки или начальственного разноса
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Если сотрудник с утра стал свидетелем грубой перепалки, даже не участником, его производительность труда может упасть на весь день – таковы результаты нового исследования команды ученых под руководством Эндрю Волума, старшего преподавателя менеджмента в Университете Северной Каролины.

Это далеко не первое исследование серьезности последствий грубости на работе, и их число постоянно растет. В своей предыдущей работе Волум и его соавторы показали, что хамство (часто определяемое исследователями как девиантное поведение низкой интенсивности с неопределенными намерениями причинить вред) так же заразно, как вирусные простудные заболевания.

Враждебный мир

Около 98% сотрудников сталкиваются с неучтивостью на работе, при этом 50% признают, что сами участвуют в обмене колкостями с коллегами минимум раз в неделю, показало исследование Волума в 2013 г.

Более того, почти каждый человек, ставший жертвой грубости со стороны своего руководителя, может выступать переносчиком этого «вируса», срывая раздражение от несправедливости на своих подчиненных или коллегах. Есть и другие исследования, которые свидетельствуют о том, что потеря мотивации сотрудниками из-за грубости начальства или коллег может оборачиваться рассеянностью и срывами сроков выполнения проектов, т. е. серьезными потерями для компании.

В своей последней работе, опубликованной в Journal of Applied Psychology, Волум и его коллеги установили, что, если человек с утра просто станет свидетелем чьей-то грубости, это может испортить ему весь день, заставив видеть мир в черном цвете.

Объектами исследования стали более 80 менеджеров одной из программ MBA в Университете Флориды. В 7 часов утра им показывали видеосюжет, изображавший либо грубое, либо нейтральное поведение, и давали расшифровать четыре предложения из набора слов, акцентированных либо на грубости, либо на нейтральном отношении.

После этого в 4 часа дня все участники исследования должны были написать отчет о своем рабочем дне. Почти все, кто утром видел сюжеты о грубом поведении, писали в отчетах, что в этот день рабочая среда показалась им менее дружелюбной, чем обычно.

«Их эффективность в решении задач была низкой, они избегали взаимодействия с коллегами и меньше думали о работе. Все вокруг ни с того ни с сего казались им грубыми, заинтересованность в работе падала, а с ней и производительность», – объясняет Волум.

Группа стойких

Небольшой доле участников исследования удалось не позволить неприятному зрелищу испортить себе рабочий день, их производительность не снизилась, выяснили авторы работы. По словам Волума, речь идет о людях, у которых лучше развиты навыки самоанализа и самоконтроля и способность поддерживать в себе веру в собственные силы, выше самооценка и степень эмоциональной стабильности.

«Наш мозг организует все в виде семантической сети. Если я скажу «птица», вы, вероятнее всего, подумаете о деревьях, небе, перьях и т. д. Все это связанные узлы сети, имеющие близкое отношение к восприятию птиц. Поэтому, если утром человек становится свидетелем неучтивости или грубости, у него в памяти всплывают связанные с этим эпизодом образы. Кроме того, если в течение дня на работе он столкнется, например, с эмоциональным поведением руководителя или коллег, то скорее всего сочтет его грубым», – объясняет Волум.

Автор исследования советует руководителям оберегать подчиненных от проявлений грубости, использовать позитивную мотивацию, когда это возможно, и поощрять сотрудников быть более вежливыми друг с другом. «Можно также нанимать эмоционально уравновешенных сотрудников, с хорошими навыками самоконтроля», – добавляет он. Помочь могут и публичные похвалы от руководства за хорошо выполненную работу, и другие приемы позитивной мотивации, формирующие атмосферу сердечности в трудовом коллективе. Тогда рабочее взаимодействие с коллегами будет ассоциироваться у сотрудников с чем-то приятным.

«Если вам грубят на работе, вполне логично, что вы выключитесь из рабочего процесса. Однако на работе чего только не бывает», – говорит Волум.

Перевела Надежда Беличенко

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more