Статья опубликована в № 4519 от 02.03.2018 под заголовком: Пролетая над МКАД

Как бывший бортпроводник «Трансаэро» зарабатывает на прогулочных полетах

Российские аэроклубы существуют в серой зоне, но предприниматель нашел выход
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Алексей Филенко бросил сельхозинститут в родном Новосибирске и переехал в Москву, чтобы исполнить мечту детства – работать на самолете. Он устроился бортпроводником в «Трансаэро», познакомился там со своей будущей женой и надеялся со временем переквалифицироваться в пилота. Но потом «Трансаэро» начала банкротиться. В начале 2016 г. Филенко с женой, тоже бортпроводницей, перешел в «Аэрофлот». Структура «Аэрофлота» оказалась более бюрократической, нежели у «Трансаэро», работать было скучно, говорит Филенко. И через полтора года он открыл авиаклуб «Полетаем», организующий прогулочные полеты. В «Аэрофлоте» он зарабатывал 65 000 руб. в месяц; а выручка его компании за январь – февраль 2017 г. составила почти 400 000 руб.

Первым делом самолеты

В 2015 г. Филенко захотел полетать в Подмосковье с женой и друзьями, стал искать авиаклубы в интернете и выбрал «Аэроград Можайский». Он познакомился с владельцами авиаклуба, которым принадлежал и сам аэродром. Это владельцы телекоммуникационных компаний, энтузиасты полетов, рассказал Филенко. Однако в 2017 г. клуб закрылся. Для владельцев он был только хобби, к тому же в 2017 г. разбился принадлежащий клубу самолет, вспоминает Филенко.

Филенко решил подхватить выпавшее знамя. В августе 2017 г. он зарегистрировал компанию «Полетаем авиэшен», а в декабре уволился из «Аэрофлота». У владельцев можайского аэродрома Филенко арендовал место в ангаре, а первый самолет – четырехместный Як-18Т – нашел, обзвонив десяток знакомых. Поиски затянулись на два месяца. Маленькие самолеты обычно покупаются на вторичном рынке за рубежом, оформить на них документы (самый главный – свидетельство летной годности) в России очень трудно, говорит Филенко. Самолет должен быть зарегистрирован в госреестре гражданских воздушных судов и регулярно проходить техобслуживание. А некоторые владельцы вообще не имели документов на самолеты. Вскоре выяснилось, что «Як» требует основательного ремонта, и предпринимателю пришлось искать замену.

Друзья познакомили его с Борисом Николаевым, директором некоммерческого партнерства «Экспертно-методический центр Федерации любителей авиации» (ЭМЦ ФЛА). Сначала Филенко взял у него в аренду старенький двухместный Cessna 152, а потом четырехместный Cessna 172. «За аренду Cessna 152 я плачу по 8000 руб. за 1 час налета, в эту сумму входит и техобслуживание. А также оплачиваю бензин, масло и аренду ангара – 20 000 руб. в месяц за самолето-место», – говорит Филенко. Подержанный Cessna 152 стоит от 3,5 млн руб.

По словам Филенко, первоначальные вложения составили около 300 000 руб. из семейного бюджета. «Мне было трудно открыть расчетный счет: один банк отказал, а в другом пришлось долго объяснять, чем именно я занимаюсь», – говорит он.

Законная схема

Воздушный кодекс и федеральные авиационные правила формально не запрещают воздушные экскурсии, но надзорные органы приравнивают их к коммерческим воздушным перевозкам, а ими имеют право заниматься только авиакомпании с сертификатами эксплуатанта, объясняет Николаев. Авиаклубы этим требованиям не могут соответствовать и ведут бизнес полулегально, говорит Борис Рыбак, генеральный директор Infomost Consulting.

В можайском авиаклубе Филенко познакомился с двумя пилотами: первый – юрист по профессии и набирает часы полета, чтобы перейти в коммерческую авиацию вторым пилотом. Второй – профессиональный летчик-испытатель, который подрабатывает полетами в свободное время. Филенко посоветовался с пилотом-юристом, и они решили, что самое надежное – сдавать самолеты в аренду клиентам. Клиенты заключают с «Полетаем авиэшен» договор на аренду самолета, а с пилотом – разовый договор на оказание услуг. Предприниматель приглашает пилотов непосредственно на время полетов – сейчас они проходят только в субботу и воскресенье. Высота – 300–400 м. Полчаса полета вместе с пилотом для одного клиента стоят 6900 руб., для компании из четырех человек – 20 000 руб. Один из подмосковных пилотов сказал «Ведомостям», что за час обзорного полета он может заработать 1000 руб.

Чтобы выполнять прогулочные полеты, нужно разрешение на использование воздушного пространства от Росавиации. «Все наши полеты проходят вне воздушных трасс, по которым летают пассажирские самолеты; обычно мы согласовываем маршруты полетов за сутки. Отказы бывают редко – если, например, мы по ошибке указали путь через правительственную дачу или военную базу, они помечены на карте красным цветом», – говорит Филенко.

Филенко рассчитывал, что клиентам будет интересно увидеть с воздуха МКАД. Но над МКАД гонять маломощную Cessna 152 правила безопасности запрещают. Филенко пришлось арендовать пятиместный самолет бизнес-класса Piper Seneca, но потом выяснилось, что полеты над МКАД не пользуются спросом.

Женский интерес

В месяц Филенко получает около 100 звонков от потенциальных клиентов, на контекстную рекламу предприниматель тратит 15 000–20 000 руб. в месяц. Филенко думал, что прогулочные полеты заинтересуют мужчин, увлеченных авиацией. Но потом выяснилось, что мужчины только летают – покупают экскурсии в основном женщины в подарок мужу или другу.

В январе у него было 30 000 руб. чистой прибыли, а в феврале, несмотря на мужской праздник, намечается убыток в 10 000 руб. – подвела погода. Авиаклубы работают полулегально, говорит предприниматель, и рынка авиаэкскурсий у нас нет. Филенко думает о том, чтобы начать учить частных пилотов. Но придется получать лицензию учебного центра, а это трудно, говорит он.

Читать ещё
Preloader more