Почти половина офисных сотрудников в России работают по дороге на службу

На какие уступки таким сотрудникам идут наниматели
Варвара Гранкова

Елизавета Бурова, менеджер по маркетингу кадровой компании ManpowerGroup, живет в 43 км от Москвы, в городе Раменском. Каждое утро она проводит 40 мин в электричке, которая идет до станции Люберцы, потом 40 мин в метро, чтобы добраться до работы. Вечером возвращается домой в электричке с Казанского вокзала и тратит на дорогу около двух часов. Одно время, когда работы было особенно много, она работала прямо в электричке – читала почту, вела деловую переписку. Бурова говорит, что никогда не обсуждала с руководством, что она начинает работать задолго до начала рабочего дня, и не просила никаких поблажек. По ее словам, работодатель и так пошел ей навстречу: после выхода из декрета ежедневно она проводит в офисе только шесть часов. А работает в дороге по собственной инициативе, когда это нужно для выполнения задания в срок.

Опрос, проведенный в январе 2019 г. международной компанией IWG (сдает в аренду офисы и отдельные рабочие места), показал, что по дороге на работу трудится 48% работников во всем мире и 41% россиян. Всего компания опросила более 15 000 работников в 80 странах.

42% респондентов IWG по всему миру и 34% в России считают, что работодатель должен включать время, потраченное на поездку до работы, в их официальный рабочий день. Работодатели же так не делают. Анна Спиридонова, руководитель группы консультантов по подбору персонала Ancоr Consumer Goods, говорит, что ей не известны случаи, когда бы работодатель был готов считать рабочим то время, которое сотрудник тратит на дорогу.

Другое дело, если речь идет о служебных разъездах в течение рабочего дня. Татьяна Григоренко, директор по персоналу группы компаний «Инновация», занимающихся эстетической медициной, рассказывает, что в группе работает множество менеджеров по продажам, которые в течение рабочего дня ездят на встречи с клиентами и работают по дороге в транспорте. Эти поездки оплачиваются, поскольку происходят в рабочее время. Наниматели все же идут навстречу сотрудникам, которые проводят в пути до офиса много времени. Многие компании, объясняет Спиридонова, предлагают далеко живущим работникам более гибкий график – например, можно работать с 8 до 17 ч или с 10 до 19 ч, чтобы избежать утренних и вечерних пробок на дорогах. А компании, у которых офисы или производственные площадки расположены далеко от метро или остановок наземного транспорта, обеспечивают сотрудников корпоративными автобусами, которые курсируют каждые 15–20 мин.

Елена Семенова, старший HR-консультант ManpowerGroup, говорит, что некоторые российские работодатели компенсируют работникам затраты на проезд или же позволяют часть рабочей недели работать из дома, чтобы работник не тратил силы на дальнюю дорогу.

Кирилл Остапенко, владелец петербургской сети магазинов «Велодрайв», рассказывает, что снимал ценному сотруднику квартиру рядом с офисом – иначе бы тому пришлось каждый день ездить в Петербург из Пушкина. Другому сотруднику, живущему в Петергофе, Остапенко разрешил один день в неделю работать дома. Если работник ценный, но живет далеко, работодатель готов увеличить ему оклад в среднем на 10–15%, лишь бы тот устроился на работу, объясняет Азат Ахунов, владелец небольшого кадрового агентства «Стафф» в Уфе. По его словам, на таких условиях часто работают менеджеры по продажам, IT-специалисты, инженеры. Однако он тоже не знает случаев, когда работодатели оплачивали бы дополнительно работу по дороге в офис или из офиса домой.

Григоренко из группы «Инновация» признается, что не знает, как можно документально оформить работу в электричке до начала официального рабочего дня. Юристы же говорят – закон это позволяет, с некоторыми оговорками. Время в дороге можно было бы теоретически включить в рабочий день, так как по Трудовому кодексу работник обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором. Неважно, где он это делает – в офисе или в электричке, размышляет Сергей Саурин, партнер юрфирмы MSS Legal. Однако, замечает юрист, согласно международной конвенции о регламентации рабочего времени в торговле и в учреждениях, в рабочий день входит только то время, которое работник находится в распоряжении нанимателя. Иными словами, если работодатель дал поручение работнику, которое он должен выполнить в дороге, он обязан включить время в пути в рабочий день. Но если работник по своей инициативе открыл почту и начал писать деловые письма, работодатель ему ничем не обязан.

Работодатель мог бы оплатить время в дороге как сверхурочное, но только если у работника в договоре указан нормированный восьмичасовой рабочий день с девяти утра до шести вечера, говорит Юлия Замятина, партнер юридической фирмы «Алимирзоев и Трофимов». Однако работнику придется доказывать работодателю, что он выполнял вне офиса срочную безотлагательную работу.

Система вознаграждения большинства работников зависит от результата: работодатель выставляет KPI и платит премии в зависимости от выполнения показателей, объясняет Елена Кожемякина, управляющий партнер юридической фирмы BLS. По ее словам, он не обязан оплачивать работнику отдельно работу по дороге в офис. Работник может работать сколько угодно и где угодно, а вознаграждение он получит за результат.

Все же электрички, метро и автобусы – не самое подходящее место для работы, особенно если сотрудник обязался работать в дороге, полагает Светлана Горелик, директор кадрового агентства «А-персонал». За городом, говорит она, мобильный интернет нестабилен, а в переполненном вагоне не всегда можно сесть, выполнять работу с полной отдачей сложно. Ахунов говорит, что полноценно работать в дороге могут лишь высокопоставленные менеджеры, которые передвигаются в машинах с шофером. Он рассказал, что один руководитель даже заменил седан представительского класса на минивэн и оборудовал там полноценное рабочее место, со столом и компьютером.