Статья опубликована в № 4830 от 10.06.2019 под заголовком: Босс не любит правды

«Не знал, что я такой придурок»: как начальнику реагировать на обратную связь

Начальникам редко приходится слышать всю правду о своем стиле руководства от сотрудников

Всем нравится получать обратную связь – но только если она позитивна. Большинство не любит негативные отзывы. Настолько, что для критических мнений придумано новое название – не негативные, а конструктивные. И все же обратная связь – незаменимая вещь. Всем нужно знать, когда их действия не дают эффекта, на который они рассчитывали. Когда наш вклад в работу не соответствует нашим намерениям. И лучшим и зачастую единственным способом обнаружить эту пропасть является своевременная обратная связь.

Тем не менее неприятно, когда тебе говорят, что ты в чем-то промахнулся. И поскольку обратная связь часто выявляет недостатки, о которых мы даже не догадывались, это раздражает, ведь мы полагаем, что неплохо справляемся с работой. Мы не склонны немедленно соглашаться с критиками – чаще всего мы не верим в то, чего сами не замечаем.

Это особенно верно в случае с руководителями, которые в силу статуса и полномочий не очень часто слышат о себе всю правду. Поэтому ситуации, когда руководители принимают в штыки критику в адрес их стиля руководства, не редкость. Обратная связь не вяжется с их представлениями о себе.

Чтобы изучить проблему на личном опыте, я попросил близкую коллегу предоставить мне негативную обратную связь, указать на имеющиеся у меня пробелы. Я глубоко вздохнул и приготовился проанализировать все, что происходит с моим телом и моим сознанием. «Ты работаешь слишком много», – сказала она.

«Это комплимент, – подумал я. – Это не критика». Она пыталась сказать, что я задаю такой темп, который ни я, ни организация не смогут удерживать долго. Моя гордость была уязвлена, последовала защитная реакция – вторая мысль: «Она сама трудится не очень-то усердно!» Я обесценил ее обратную связь, обесценив ее вклад в общее дело: «Дело не в том, что она такая проницательная, просто ее собственная планка недостаточно высока». И следующая мысль: «Я обязан работать в таком режиме, потому что весь бизнес зависит от меня». Я придумывал отговорки, чтобы оправдать то, как я себя веду.

Вместе с этими мыслями приходило осознание собственной небезупречности. Это было неприятное ощущение, что что-то не так.

Будучи коучем топ-менеджеров, я сам часто оказываюсь в ситуации, когда должен дать людям обратную связь, которую непросто выслушать.

Обдумав собственную реакцию, а также реакцию, которую я часто наблюдаю у своих клиентов, я составил список высказываний (и мыслей), которые мы чаще всего говорим (или думаем) при получении негативной обратной связи, желая защитить себя от информации, которая бьет по нашему самомнению.

■  Выставляем себя жертвой: «Да, это правда, но это не моя вина».

■  Тешим свою гордыню: «Да, это правда, но это хорошо».

■  Преуменьшаем: «Не такая уж это и проблема».

■  Отрицаем: «Я так не делаю!»

■  Избегаем: «Мне вообще не нужна эта работа!»

■  Обвиняем: «Проблема в моем окружении. Я нанимаю плохих людей».

■  Препираемся: «Можно привести много примеров, когда я поступаю иначе».

■  Нападаем: «Может, я это (что-то очень плохое) и сделал, но ты же сделал это (что-то тоже очень плохое)».

■  Опровергаем: «Ты ничего в этом не смыслишь».

■  Меняем тему: «Главная проблема не в этом».

■  Обесцениваем: «Я поспрашивал других, и никто не согласился с такой оценкой».

■  Отшучиваемся: «Никогда не знал, что я такой придурок».

■  Доводим до абсурда: «О, какой ужас! Какой же я плохой!»

Если вы заметите, что говорите или думаете что-то из вышеперечисленного, это явный сигнал того, что ваше самолюбие не дает вам воспользоваться важным образовательным моментом.

Многое уже написано о том, как правильно получать обратную связь. Но как только кто-то ранит наше эго, все рекомендации вылетают из головы. Нужен простой и надежный ответ, пригодный во всех случаях: «Я очень ценю то, что вы уделили время и силы, чтобы сказать мне об этом. Спасибо».

Примите отзыв как подарок (в данном случае выслушайте) и скажите «спасибо». Вот и все.

Такой ответ даст людям понять, что они могут без опасений давать обратную связь. Они охотнее будут высказывать вам свои мысли лично, а не обсуждать вас за спиной.

У этого простого ответа есть еще один почти магический позитивный эффект: это существенно повышает вашу способность воспринимать критику. Когда вы не защищаетесь от нее внешне, вы перестаете защищаться от нее и внутренне.

После того как моя коллега сказала, что я слишком много работаю, я обратил внимание на все свои защитные реакции и последовал собственному совету. «Я очень ценю, что вы уделили время и силы, чтобы сказать мне об этом, – ответил я. – Спасибо». Она поблагодарила меня за то, что я так хорошо воспринял ее совет, а я действительно начал меньше давить на себя и окружающих. Может быть, потому-то это и называют конструктивной критикой.

Об авторе: Питер Брегман – гендиректор консалтинговой компании Bregman Partners, автор бестселлера «18 минут»

Оригинал статьи здесь.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more