55% женщин называют семью и отсутствие заинтересованности в бизнесе препятствием для карьерного роста

«Стеклянный потолок» встречается в предпринимательстве не реже, чем на госслужбе
С точки зрения продвижения по карьерной лестнице женщин-руководителей тоже в процентном соотношении гораздо меньше/ Андрей Гордеев / Ведомости

Больше половины женщин (всего 55%) называют среди факторов, которые сдерживают их при продвижении по службе, приоритет развития семейной жизни (31%) и отсутствие личной заинтересованности в развитии бизнеса (24%). Об этом говорится в исследовании Совкомбанка, которое он провел среди 3000 своих сотрудниц, спрашивая их, что же замедляет их продвижение по карьерной лестнице.

Среди прочих барьеров опрошенные также выделили сложившиеся стереотипы (13,1%) и индивидуальные особенности каждого (11%). Бизнес-коуч Анастасия Желудкова считает, что в бизнесе в топ-менеджменте мужчин больше, так как они «лучше отвечают за стратегию, за развитие, за масштабирование, за продажи». Но есть определенное разделение: женщины, по ее мнению, на руководящих должностях лучше отвечают за операционную и кадровую деятельность, «хорошо работают с командой».

Дискриминация по половому признаку запрещена законом, но любой работодатель принимает те или иные кадровые решения, исходя из своих внутренних устоев и ощущений, констатирует председатель думского комитета по труду Ярослав Нилов (ЛДПР). Но проблема женского кадрового роста характерна для России, отмечают эксперты, добавляя, что проблема «стеклянного потолка» характерна для любой сферы деятельности.

По словам зампреда Федерации независимых профсоюзов России Александра Шершукова, он проявляется не только в продвижении по службе, но и в вопросе повышения заработной платы: «Не секрет, что разница в зарплатах мужчин и женщин на сопоставимых должностях может достигать 20% (на госслужбе она составляет около 14%. – «Ведомости»)».

С точки зрения продвижения по карьерной лестнице женщин-руководителей тоже в процентном соотношении гораздо меньше, продолжил эксперт. И такое положение дел, по словам Шершукова, касается не только бизнеса, но также НКО и государственных структур. В последние десятилетия страны берут на себя обязательства по сокращению гендерного неравенства, исходя из того, что государство – один из крупнейших работодателей, говорится в исследовании, которое проводил в 2021 г. Центр перспективных управленческих решений. В нем эксперты писали, что достижение гендерного равенства на госслужбе может быть стимулом для изменения и в других областях и позволяет формировать более сбалансированную госполитику.

Но, как отмечалось тогда, и на государственном уровне есть проблемы с гендерным балансом. Хотя женщины в течение последнего десятилетия составляют 70% на госслужбе всех уровней, они сталкиваются с двумя проблемами: это проблемы «стеклянного потолка» (труднее продвигаться на верхние позиции) и «стеклянных стен» (труднее продвигаться в отраслях, которые считаются мужскими), отмечали исследователи.

При этом для женщин преодолеть эти стены затруднительно. Для продвижения в карьере зачастую могут требоваться качества, которых, как считается, можно ожидать от мужчин, – это готовность к конкуренции, риску, настойчивость. Но если их будет проявлять женщина, то это может негативно маркироваться, говорится в исследовании, поскольку считается, что женщины больше ориентированы на стабильность и компромисс.

63%

женщин занимают низшие должности на госслужбе, говорилось в исследовании Центра перспективных управленческих решений

«Согласно нашему исследованию даже внутри государственного сектора есть большая разница в непроницаемости «стеклянного потолка», в каких-то министерствах он практически не существуем, в каких-то почти непроницаем. Я предполагаю, что и внутри частного сектора есть очень большой разброс», – отмечает соавтор исследования Ксения Зиндер.

«Что с этим делать, вопрос открытый. Тема квот [в руководстве компаний или госструктур], например, воспринимается в общественном сознании негативно, так как все-таки людей надо продвигать не по принадлежности их к гендеру, а в зависимости от деловых качеств», – резюмировал Шершуков.

Проблема, связанная с тем, что женщин больше в первичном звене госуправления, а не на руководящих постах, не нова и обсуждалась с 1990-х гг., говорила «Ведомостям» председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина (КПРФ). Проблема гендерного неравенства в России сохраняется, сказала она: «Хотя в ст. 19 Конституции прописано равенство прав женщин и мужчин, нормы этой статьи не были расшифрованы в законе». В нем могли бы быть прописаны равные права и возможности женщин как на госслужбе, так и на политических должностях, считает Останина. Такой проект в начале 2000-х был «положен под сукно», говорила Останина: «Ни одна из фракций не согласилась его принимать, поскольку там была норма, что если в списках партий на выборах на проходящих местах меньше 30% женщин, то такая партия снимается с выборов».

В августе издание РБК сообщало, что Минтруд приступил к проектировке национальной стратегии действий в интересах женщин до 2030 г. Стратегия призвана пофмочь им преодолеть «стеклянный потолок», обеспечить гендерное равенство и баланс между семьей и работой. По данным издания, стратегия будет реализована в два этапа – с 2023 по 2026 г. и с 2027 по 2030 г. Она потребует совершенствования российского законодательства, включения мероприятий в национальные проекты и госпрограммы, а также проведения научных исследований об обеспечении равных прав и свобод мужчин и женщин. Документ включит в себя 10 направлений, в том числе новые возможности на рынке труда, в предпринимательстве, в образовании, в участии в общественно-политической жизни и др.

Член генерального совета «Деловой России» Екатерина Авдеева считает, что в краткосрочной перспективе можно прогнозировать «феминизацию кадрового резерва и увеличение числа женщин в топ-менеджменте компаний». «С учетом необходимости восстановить дефицит рабочих кадров предпринимательство может стать более женским и возрастным, а рынок труда – более гибким и мобильным», – сказала «Ведомостям» Авдеева. В то же время, по ее словам, несмотря на диктуемые временем тренды, говорить о полном нивелировании гендерных стереотипов еще рано, хотя некоторые женщины имеют стратегически ориентированное мышление и могут быть превосходными управленцами.