Российские инвесторы обратили внимание на разработки студенческих лабораторий

И впервые выкупили долю в студенческом стартапе на льготных условиях, предложенных государством
Freepik

Фонд «Сколково» сообщил о возмещении 50% затрат первым инвесторам, вложившим деньги в университетский стартап по федеральному проекту «Платформа университетского технологического предпринимательства» Минобрнауки России. Инвестиции в рамках первого инвестиционного раунда получил стартап Umap, который разработал цифровое решение, помогающее посетителям ориентироваться в закрытых пространствах и получать необходимую информацию об объектах и мероприятиях с телефона.

Umap в начале 2022 г. основали студенты РЭУ им. Г. В. Плеханова Матвей Чигирин и Семен Кимирилов. В том же году они выпустили пилотный вариант своего iOS-приложения в кампусе Санкт-Петербургского политехнического университета, прошли акселерацию в бизнес-инкубаторе Hive РЭУ им. Г. В. Плеханова и получили грант в 1 млн руб. за победу в конкурсе «Студенческий стартап» Фонда содействия инновациям. В 2023 г. компания попала в бизнес-ускоритель «А:Старт» от Академпарка Новосибирска. Сейчас два бизнес-ангела вложили в стартап пополам 1,8 млн руб., получив на двоих 900 000 руб. кэшбэка от «Сколково».

Минимизация рисков

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» был создан в 2022 г. и включает комплекс мероприятий по вовлечению студентов и других представителей университетского сообщества в предпринимательскую деятельность. Как сообщается на сайте Минобрнауки, его цель – повысить до 2030 г. предпринимательский потенциал страны и обеспечить участие вузов в социально-экономическом развитии регионов России. В проект помимо прочего входит программа возмещения инвестиций в университетские стартапы, на которую государство собирается выделить до 2030 г. 13 млрд руб. Возмещением занимается некоммерческий венчурный фонд «Сколково». По словам управляющего директора фонда «Сколково» Сергея Кржановского, программа дает стартапу возможность привлечь инвестиции на ранних стадиях и получить дополнительные компетенции для развития проекта за счет участия бизнес-ангелов. Инвесторам же она помогает снизить финансовые риски.

Для участия в программе университетский стартап должен быть зарегистрирован как юрлицо не менее пяти лет назад, его выручка за прошлый год должна составлять не менее 120 млн руб. и в его уставном капитале долей в 10% должен владеть студент, преподаватель или научный сотрудник вуза, уточнили в фонде. Если компания соответствует этим требованиям, она подает заявку на участие в программе, проходит сначала консультации с сотрудниками фонда, а потом независимую экспертизу и размещает свои данные на сайте фонда, где их может увидеть инвестор. Минимальная сумма инвестиций для возмещения составляет 500 000 руб. одному инвестору за вложения в один проект, максимальная – 20 млн руб. Если инвестор принимает решение о вложении, он заключает договор с фондом, переводит инвестиции на счет стартапа, а потом, предоставив все необходимые документы, получает возмещение в размере 50% вложенной суммы от «Сколково». Вся процедура занимает 1,5–2 месяца.

Частный инвестор Артем Шутко говорит, что вложил деньги в Umap, потому что его привлекло цифровое решение компании. Технология работает так: Umap заключает контракт с клиентом, например с торговым центром. Торговый центр размещает на баннере, на колоннах у входа или на стойке информации QR-код и сообщение о том, что пользователь может по этому QR-коду найти нужный ему магазин. Посетитель наводит камеру смартфона на QR-код, и у него в телефоне открывается карта всего помещения. Он вводит название магазина, и на карте появляется маршрут, как пройти от точки нахождения пользователя до магазина. Может также всплыть карточка магазина с его телефонами, информация об актуальных акциях и скидках.

Этим приложением регулярно пользуется почти 40% скачавших его пользователей и оно явно востребовано, отмечает Шутко. По его наблюдениям, в сравнении с мировым опытом ниша indoor-навигации в России развита слабо, при этом спрос на услугу есть и нужны оптимальные по цене решения. Тем не менее Шутко допускает, что инвестировал бы в проект с гораздо меньшим желанием, если бы не кэшбэк фонда «Сколково», который помог сократить риски подобного вложения.

Инвестиции поступили как нельзя кстати: стартап планирует технически доработать продукт, создать личный кабинет клиента и потратиться на юридические и бухгалтерские услуги, радуется Чигирин.

Надежды и подводные камни

и подводные камни 40% российских студентов хотели бы основать собственный бизнес в ближайшие годы после получения диплома, выяснило еще в конце 2022 г. Минобрнауки. Студенческое предпринимательство сейчас у государства в центре внимания и инвестиции в университетские стартапы представляются стратегической задачей, говорит основатель аналитической платформы Dsight Арсений Даббах. По его словам, инвесторы не видят возможности заработать на таких стартапах миллиарды и вырастить «единорога», но среди них бывают диптех-технологии, которые интересны как раз стратегам. Он добавляет, что обычно студенческие стартапы обладают позитивной энергией, но им не хватает знаний в области коммерциализации и ведения бизнеса – они не понимают, как привлекать капитал, у них нет связей на рынке – и поэтому они нуждаются в поддержке.

Любая льгота помогает, хотя поддержку, которую государство оказывает через эту программу, назвать большой нельзя – речь идет о не очень больших суммах, полагает сооснователь площадки United Investors Александр Горный. Он видит проблему в другом: по его мнению, на российском рынке на данный момент не может возникнуть значимое число по-настоящему крупных стартапов, появление больших проектов можно считать исключением из правила. Максимально реалистичной целью российского IT-проекта сегодня можно считать выручку в сотни миллионов и в очень редком случае – в несколько миллиардов, но не в десятки миллиардов рублей. Таким проектам помощь тоже не помешает, но высокой капитализации от них ждать не стоит, идет ли речь об обычных проектах или о студенческих, считает Горный.

75 млн руб.

запросили у инвесторов девять студенческих стартапов, уже прошедших экспертизу фонда «Сколково»

Чаще всего студенческие проекты не имеют коммерческой составляющей – они лишь предлагают технологии, причем самые простые и требующие значительной доработки в течение нескольких последующих лет, размышляет гендиректор управляющей компании инвестфонда «Астарта капитал» Людмила Голубкова. Поэтому, по ее словам, инвесторы будут подстраховываться, покупая такой проект, и кэшбэк от государства поможет им принять решение. Но вкладывать деньги они будут в студенческие стартапы отнюдь не для того, чтобы нарастить их капитализацию и затем удачно перепродать.

Инвесторы понимают, продолжает Голубкова, что, работая над проектом, студенты приобретают дополнительные компетенции, они экспериментируют и развивают в себе предпринимательские качества. Поэтому, покупая проект, инвестор на самом деле приобретает перспективную команду молодых ребят, с которыми он может потом развивать другие проекты, либо он перепродаст эту команду с ее продуктом крупной компании. «Бизнес-ангелы сейчас все чаще становятся этакими агентами влияния крупных компаний в венчурном бизнесе. Они ищут и скупают за небольшие деньги перспективные технологии и команды, а потом перепродают их подороже большому бизнесу», – говорит она.

Чигирин уверен, что внимание инвесторов привлекли к его компании не только успешные пилотные проекты, но еще и команда. Последнее, пожалуй, было даже важнее. В команде Umap работают студенты и выпускники, которые занимают хорошие для своего возраста должности в таких крупных российских компаниях, как Ozon, «Яндекс», НЛМК и «Лаборатория Касперского».