85% работодателей говорят о необходимости улучшить практическую подготовку студентов

Одно из предлагаемых решений – отправлять преподавателей вузов на стажировки в компании
Алексей Сухоруков / РИА Новости

Российские компании считают необходимым повысить уровень практической подготовки студентов в вузах. Об этом говорят 85% работодателей, опрошенных комиссией Общественной палаты по развитию высшего образования и науки. В исследовании приняли участие более 1000 работодателей из всех 89 регионов, которые представляют сферы образования, здравоохранения, сельского хозяйства, государственного и муниципального управления и т. д.

Результаты исследования показали, что работодатели в целом высоко оценивают уровень теоретической подготовки выпускников, которые трудоустроились в их компаниях. При этом они не будет против его повышения: 28,5% «в целом согласны» с совершенствованием теоретической подготовки, 27% – «абсолютно согласны», 27% – «скорее согласны», чем не согласны. Около 17% опрошенных представителей компаний посчитали, что улучшать теоретическую подготовку не нужно.

При этом работодатели не удовлетворены практической подготовкой выпускников и студентов. Они отмечают, что у студентов возникают трудности с выполнением конкретных заданий по поручению кураторов практики. По результатам опроса, 60% представителей компаний «абсолютно согласны» с необходимостью совершенствования практической подготовки студентов, 25,5% – «в целом согласны», 11% – «скорее согласны». Только 4% опрошенных посчитали, что практическая подготовка не нуждается в улучшении.

Четверть опрошенных (26%) работодателей полагают, что у выпускников завышенные зарплатные ожидания. 18% говорят об отсутствии у соискателей профильного опыта работы, в том числе стажировок и практик. 17% резюмируют, что молодым специалистам требуется дополнительное обучение. Столько же говорят об отсутствии необходимых компетенций и навыков, 13% жалуются на нежелание молодых начинать свою профессиональную деятельность с самых первых карьерных ступеней. Еще 7,5% указали на нежелание занимать открытые вакансии, предоставленные организацией.

Работодатели предложили способы взаимодействия с учебными заведениями для улучшения практической подготовки студентов. Например, помочь могла бы организация стажировок преподавателей высших учебных заведений на базе предприятий потенциальных работодателей, совместная реализация исследовательских проектов, консультирование студентов, выполняющих выпускные квалификационные работы. Представители компаний предложили студентам выполнять выпускные работы по заказу потенциального работодателя, а также участвовать в ознакомительных мероприятиях в компаниях.

Вынужденный уход на дистанционное обучение в период пандемии оказал негативное влияние на развитие практических навыков у студентов, считает ведущий научный сотрудник базовой кафедры цифровой экономики ИРИО РЭУ им. Г. В. Плеханова Наталья Мамедова. По ее словам, сейчас дипломы получают студенты, для которых производственная практика проводилась в режиме экспромта в условиях ограничений.

По действующим Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования (ФГОС СПО) практика составляет примерно 20% от общепрофессионального и профессионального циклов, без разделения по видам на учебную и производственную, говорит директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов. В развитых странах, замечает он, это соотношение примерно 50/50, а для высокотехнологичных специальностей объемы практики – от 60%. «Демонстрационный экзамен – главная форма государственной аттестации выпускников, которая измеряет результат освоения практических умений в модельных условиях. Значит, приоритет за учебной практикой в ущерб производственной», – отмечает он. Многие колледжи отказались от организации производственных практик, в результате чего образовался дефицит компетенций выпускников при работе в реальных, а не модельных условиях, заключил Блинов.

Как работодатели относятся к стажировкам преподавателей

«Ведомости» опросили предприятия об их готовности принять преподавателей на краткосрочные стажировки.
Руководитель блока по работе с учебными заведениями и молодыми специалистами «Сибура» Александр Сесоров рассказал, что в стажировках компании уже поучаствовало около 110 преподавателей из ТПУ, КНИТУ, АмГУ, УГНТУ, ТИУ и Пермского политеха. Продолжительность стажировки составляет от трех до пяти дней. Обычно вуз сообщает тематику, а компания подбирает экспертов. Так они работают на протяжении всей стажировки. После этого преподаватели вносят изменения в программу обучения.
Представитель пресс-службы ОМК также сообщил, что стажировки проводятся для преподавателей вузов, с которыми есть соглашения о научно-техническом сотрудничестве. Например, на заводе ОМК в городе Выксе проходят стажировку преподаватели МГТУ и Университета науки и технологий МИСиС. «Преподаватели приезжают вместе со студентами и проходят интенсив-курс с авторскими лекциями от заводских экспертов, практическими занятиями в лабораториях, экскурсиями на производства», – рассказал он.
Проведение стажировок для работодателей поддержали и в РЖД. «Мы обмениваемся опытом, приходим в вузы и приглашаем к себе. Это позволяет подтянуть знания о железнодорожной специфике и повысить профессиональное мастерство преподавателей по единому стандарту, а также погрузить их в корпоративную культуру компании», – добавил представитель пресс-службы.

Стажировки вузовских преподавателей в компаниях ничего не дадут, уверен проректор Финансового университета Александр Сафонов. Вузы готовят специалистов для всего народного хозяйства, а не для конкретного предприятия или компании и поэтому нет смысла отправлять преподавателя чему-то учиться на конкретное предприятие, рассуждает он. Для проектной работы в лабораториях нужны заказчики из бизнеса и вуз должен работать именно в направлении поиска таких заказчиков, а не обременять преподавателей лишней нагрузкой, полагает Сафонов. Он напоминает, что преподаватели и так сегодня перегружены: у них 900 часов преподавания в каждом учебном году, они готовят публикации в научные журналы, работают над методическими рекомендациями, занимаются воспитательной работой и пишут многостраничные отчеты для начальства. Если снижать загрузку преподавателям, то придется думать о том, как им платить, заключил он.

Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, в свою очередь, считает, что такая практика поможет преподавателям понять, чем живет современный бизнес и чему обучать студентов. По словам Абанкиной, подобные стажировки распространены во многих американских и европейских вузах. Преподаватели отправляются на стажировку не только для обучения, но и для сбора реальных бизнес-кейсов. Затем они эти бизнес-кейсы обобщают и адаптируют к учебному процессу, чтобы студенты разбирали на занятиях обобщенные, но при этом типичные для нынешнего бизнеса ситуации. Иногда преподаватели берут себе отпуск на целый год (так называемый sabbatical year), и за это время налаживают длительные партнерские отношения с той или иной компанией.

Сегодня действительно есть проблема с поиском и наймом кадров, рассказал «Ведомостям» координатор «Деловой России» в ЦФО, директор «Леонардо» Дмитрий Аббакумов. По его словам, все более популярной становится практика, когда предприниматели встраиваются в образовательный процесс: компании направляют прямо в вузы своих преподавателей или создают центры подготовки на базе учебных заведений. «Учебные заведения предпочитают работать с крупным бизнесом, им так понятнее и проще. А вот с объектами малого и среднего предпринимательства им взаимодействовать сложно», – отмечает он. Аббакумов считает, что необходимо более плотное взаимодействие на уровне практики с предпринимателями.