Компании выражают готовность отпускать беременных и женщин с детьми на удаленку

Но в действительности они делают это крайне редко
Freepik

Удаленная работа в пандемию показала женщинам по всему миру, что можно гармонично сочетать карьеру и семейную жизнь, выяснила консалтинговая компания McKinsey в своем недавнем исследовании Women in the Workplace 2023. В опросе приняли участие 2700 сотрудниц и 270 HR-директоров из 276 компаний в разных странах мира. 38% опрошенных мам с маленькими детьми заявили, что, скорее всего, ушли бы с работы, не будь у них гибкого графика и возможности работать удаленно.

Именно гибкие графики позволили им не только работать, но и продвигаться по службе. И если до пандемии, когда мода на удаленку еще не пришла, только 70% сотрудниц с детьми рассчитывали на карьерный рост, то после пандемии таких женщин стало 80%. Большинство женщин сказали, что не хотят возврата в тот мир, где единственным местом работы мог быть только офис.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) решили выяснить, как часто работодатели отправляют на удаленку самые уязвимые группы сотрудников – беременных женщин и женщин с детьми, которым чаще, чем другим, нужен гибкий график и возможность совмещать семейные обязанности с профессиональными. В опросе участвовали 150 компаний, три четверти из которых представляли интересы крупного бизнеса, 14% опрошенных отнесли себя к малому предпринимательству, остальные – к среднему. Среди респондентов преобладали представители промышленности, но были также компании из других отраслей – сельского хозяйства, транспорта, научно-технической сферы, ЖКХ, финансов, строительства и торговли.

Ограниченный формат

Половина опрошенных компаний заявили, что переводят женщин с семейными обязанностями и беременных сотрудниц на удаленный режим или гибкий график. Но дистанционный формат доступен только офисным работникам.

В силу специфики производственной деятельности сотрудники, относящиеся к категории синих воротничков, дистанционно не работают, рассказал «Ведомостям» представитель группы компаний «Черкизово». Этот режим применяется только для офисных сотрудников на основе индивидуальных договоренностей между работодателем и сотрудником и может быть предоставлен как работникам с детьми, так и работникам без детей.

В «Северстали» меры поддержки беременных женщин прописаны в коллективном договоре: после постановки на учет в женской консультации сотрудницы, рабочее место которых находится на промышленной площадке, освобождаются от работы с сохранением среднего заработка до наступления отпуска по беременности и родам, поэтому у них нет необходимости работать дистанционно для сохранения зарплаты. Сотрудники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (и женщина, и мужчина), вправе перейти на режим неполного рабочего дня.

Опрос РСПП выявил и другие ограничения. Выяснилось, что в реальности подавляющее большинство (около 90%) компаний, переводивших беременных и сотрудниц с семейными обязательствами на удаленку, разрешили этот формат работы менее чем десятой части подпадающих под эту категорию женщин. В оставшихся 11,4% компаний доля женщин, переведенных на удаленку или гибридный график из-за беременности или семейных обязательств, составила от 10,1 до 30%.

Казалось бы, дистанционный формат работы стал абсолютной нормой еще со времен коронавируса, рассуждает юрист и член МРО «Деловая Россия» Алексей Хижняк. Но, столкнувшись на практике с удаленкой, работодатели часто не знают, как с таким сотрудником взаимодействовать. Самые большие трудности вызывает четкая фиксация рабочего времени сотрудника, а также оперативность выполнения не плановых, а сиюминутных поручений работодателя, продолжает Хижняк. По его словам, обе проблемы носят глубокий исторический характер и связаны с тем, что в России работодатели привыкли взаимодействовать с сотрудниками в очном формате и помешаны на контроле. Физическое отсутствие работника заставляет их нервничать.

Трудности взаимодействия и расходы

Почти каждое пятое предприятие (19%), опрошенное представителями РСПП, признало, что у него возникали трудности при реализации норм главы 49.1 Трудового кодекса. Большинство этих респондентов (69,2%) среди главных трудностей называли именно повседневное взаимодействие с дистанционным работником. Они говорили, что это требует четкой регламентации каналов связи, сроков подтверждения получения работником информации, действий при отсутствии ответа от работника и многих других трудовых вопросов, которые не всегда удается учесть при составлении регулирующих актов. В результате почти половина (44,4%) компаний жаловались, что на дистанте их работницы испытывали трудности в работе. 37,5% признались, что сотрудницы не могли выполнять работу в полном объеме.

71,8%

участников опроса РСПП, которые перевели на удаленку часть женщин с семейными обязанностями и беременных сотрудниц, считают, что у них и в будущем сохранится потребность в дистанционной занятости этой группы работников

Помимо сложностей с организацией труда удаленного работника работодатели опасаются еще и финансовых трат. Казалось бы, перевод работника на удаленку часто позволяет работодателю сократить свои операционные расходы, например затраты на аренду офиса или на предоставление работникам оргтехники, говорит управляющий партнер юрфирмы BBNP, член МРО «Деловая Россия» Максим Барашев. Но исследование РСПП показало, что большинство компаний, переводящих на удаленку беременных и семейных сотрудниц, ничего не экономят. 83,8% респондентов сказали, что организация труда таких женщин не потребовала изменения структуры расходов. А 13,5% заявили, что и вовсе были вынуждены увеличить расходы, хотя рост расходов составил менее 10%.

Почти половина работодателей (44,4%) потратились на оборудование, 30% – на программное обеспечение, 29,6% – на средства защиты информации, а также на компенсацию расходов работникам, использовавшим личное или арендованное оборудование. 20% направили средства на обеспечение безопасных условий труда и охраны труда дистанционных работников, а 14,8% вели дополнительное обучение женщин с семейными обязанностями, беременных женщин при переводе их на удаленный режим работы.

Обоюдный выигрыш

Тем не менее для многих компаний перевод беременных и семейных сотрудниц на гибкие формы занятости или на удаленку – обязательная часть их программы по сохранению кадрового потенциала на фоне нынешнего кадрового голода, показало исследование РСПП. Об этом заявили три четверти работодателей из числа тех, кто подробно рассказал авторам исследования о своих программах кадрового резерва (70% от всех компаний, принявших участие в опросе). В этой ситуации выигрывают все: женщине с детьми важно сохранить за собой рабочее место, способное приносить доход на нужды ребенка, а работодателю нужно оставить у себя ценного работника, рассуждает Барашев.

В теории все звучит хорошо, но на практике дистанционная занятость требует высокой степени организации труда, наличия компетенции у руководителя проекта и использования современных технологий управления персоналом, говорит профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов. Крупные предприятия уже стараются применять такие подходы, но в МСП об этом пока мало задумываются. Отсюда недоверие к дистанционному формату и попытки заменить планирование удаленной работы визуальным контролем за присутствием сотрудника на рабочем месте.

В качестве оправдания менеджеры часто прикрываются устоявшимся мнением, что на удаленке семейные женщины уделяют больше внимания не работе, а дому. Причина и в корпоративной культуре, рассуждает Хижняк: «Немногие относятся к своему персоналу максимально вовлеченно и входят в их положение».