В 2024 году в России снова вырастут зарплаты

Но для повышения эффективности и борьбы с кадровым голодом компании будут использовать и другие стратегии
Максим Стулов / Ведомости

Весь этот год в России говорят о стремительном росте заработных плат. Президент Владимир Путин во время прямой линии 14 декабря заявил, что рост реальных зарплат населения по итогам 2023 г. должен составить 8% за вычетом инфляции. По последним данным Росстата за сентябрь, средняя зарплата в России составила 70 900 руб.

Представители бизнеса называют еще более высокий процент индексации зарплат сотрудников в своих компаниях, чем общий уровень повышения зарплат в России. Например, опрос 239 крупных российских компаний, проведенный консалтинговой компанией RosExpert, показал, что в среднем работодатели индексировали зарплаты своих сотрудников в этом году на 9,3%. По данным HeadHunter, чаще других поднимали зарплаты сотрудников компании из ритейла (78%), HoReCa (77%) и FMCG (65%).

Ограничения роста

Эксперты рынка труда неоднократно за этот год называли причины роста зарплат. Это инфляция, которая сопровождается вынужденным повышением жалованья работников, и дефицит кадров на рынке труда, когда компании на фоне низкой безработицы (2,9% на сегодняшний день) начинают переманивать друг у друга сотрудников на более высокие зарплаты, напоминает экономист и профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов.

То же говорят и сами работодатели. Недавний опрос 529 российских компаний, проведенный службой исследований hh.ru по итогам этого года, показал: главной проблемой для большинства работодателей (71% респондентов) в уходящем году стал поиск и наем сотрудников на фоне дефицита рабочей силы на рынке труда. Кроме того, более трети (37%) всех работодателей отметили увеличение текучести кадров, а еще 30% – спад уровня лояльности персонала. Для решения этих проблем более половины опрошенных (54%) собираются и дальше увеличивать бюджет на фонд оплаты труда (ФОТ).

Однако, судя по всему, увеличивать ФОТ в 2024 г. работодатели будут меньше, чем в 2023 г. Согласно ноябрьскому исследованию RosExpert, 95% компаний (из 239 опрошенных) готовы индексировать зарплаты в следующем году в среднем на 8%, а не на 9,3%, как в 2023 г. При этом лишь 68% намерены пересмотреть зарплаты всех своих сотрудников, 27% повысят зарплату только отдельным категориям персонала.

Рост зарплат не может быть бесконечным – рано или поздно работодатели вынуждены прекращать вливать большие деньги в ФОТ, потому что он не может превышать их экономических возможностей, отмечает Сафонов. Вопрос в том, как они будут дальше развивать свой бизнес, обеспечивать себя кадрами и наращивать производительность труда, размышляет эксперт.

Что происходит с окладами

С ОКЛАДАМИ «Ведомости» спросили крупных российских работодателей, как они повышали оклады и премии в этом году и что будут делать дальше.

Все собеседники «Ведомостей» подтвердили, что повысили зарплаты сотрудникам. Например, в «Северстали» сказали, что в 2023 г. среднее повышение зарплаты по компании составило 11,7%. Всего за последние три года компания увеличила зарплаты сотрудников на 30%, общий бюджет повышения составил более 7 млрд руб. А в «Фосагро» заявили, что за 2022–2023 гг. подняли зарплату сотрудников на 29%.

На вопрос о росте зарплат в 2024 г. все опрошенные компании ответили, что повышать их будут. Но уровень повышения раскрыла только директор по персоналу и организационному развитию ГК «Гранель» Ольга Бережанская. Она сообщила, что в 2024 г. планируется индексация зарплаты на 10% тем сотрудникам, у которых не было пересмотра заработной платы в уходящем году и ее размер оказался ниже среднего уровня на декабрь 2023 г. Девелопмент, так же как и телеком, не относится сегодня к растущим отраслям, поэтому там зарплаты будут повышать лишь самым востребованным специалистам, считает директор агентства по исследованиям в области управления персоналом «Талант маркетинг» Жанна Волкова. Тем не менее, добавляет она, отличительная черта нашего времени в том, что работодатели серьезно повышают именно оклады, а не премии.

70 900 руб.

составляла средняя зарплата в России, следует из данных Росстата на сентябрь 2023 г.

Оклады сейчас чаще увеличивают компании, работающие в отраслях с особо высоким дефицитом кадров (производство, IT), при этом обычно автоматически увеличиваются и бонусы, поскольку они рассчитываются как процент от оклада, отмечает руководитель отдела по работе с клиентами кадровой компании Uteam Анна Четаева.

Группа «Самолет», по словам директора по организационному развитию Александра Канивца, для оценки зарплат сотрудников использует рекомендательный алгоритм. В модели учитывается уровень рыночных зарплат в каждой конкретной должности. Рекомендательный алгоритм сравнивает доход сотрудника с моделью и дает рекомендацию по пересмотру, исходя из медианной зарплаты на рынке и выполнения KPI по целям. Но окончательное решение принимает непосредственный руководитель, исходя из текущего дохода, результативности, а также рыночного уровня оплаты труда.

Внедрение технологий напрямую позволяет работодателям экономить на ФОТе, не платить лишних денег, четко рассчитывать все свои расходы на персонал и удерживать лучших сотрудников, которые могут принести наибольший доход компании, говорит Сафонов. Работодатели не работают себе в убыток и технологии им в этом только помогают, замечает он.

Что происходит с премиями

«Ведомости» также выяснили, что происходило в этом году с премиями сотрудников. По данным опроса работодателей, проведенного в октябре Get Experts (бывший «Хейз спешиалист рекрутмент»), традиционные бонусные схемы сохранялась в 2023 г. у 38% работодателей. В исследовании участвовало 520 компаний и 1485 профессионалов.

Среди схем премирования, которые стали чаще применяться в этом году, эксперты назвали LTI (так называемые схемы долгосрочного премирования), которые раньше компании использовали только для топ-менеджеров, а теперь также для специалистов и квалифицированных рабочих. Четаева из Uteam говорит, что цель LTI в том, чтобы человеку было невыгодно увольняться. При переходе в другую компанию он теряет прибавку к зарплате, расширенный социальный пакет, дополнительные дни отпуска, годовое премирование. Поэтому такие программы позволяют работодателям удерживать персонал, что важно на фоне кадрового голода. Тем более что наем нового сотрудника взамен ушедшего – это всегда лишние затраты на адаптацию и обучение.

Развивались в этом году и новые виды премиальных вознаграждений. Например, авторы исследования из RosExpert утверждают, что в России постепенно внедряют новый тип премирования – награждение продуктовых команд. По данным опроса RosExpert, 35% компаний-респондентов, в основном из сектора IT & Digital, а также из финансовой сферы и ритейла, уже обзавелись продуктовыми командами, куда включены сотрудники разных направлений, но владельцами продукта в них выступают представители бизнес-подразделений или IT.

Самые дорогие головы

Более всего компании традиционно тратят на фонд оплаты труда (ФОТ) топ-менеджмента (3,7% от прибыли). Но в этом году наиболее затратным оказался также ФОТ IT-блока. Зарплаты IT-специалистов составили 3,6% от прибыли компаний, самыми дорогими стали разработчики ПО (2,5% прибыли компаний ушло на оплату их труда). По мнению авторов исследования RosExpert, цифры затрат в полной мере соответствуют тренду последних лет на внедрение собственных технологий и цифровой трансформации.

За свою работу продуктовые команды получают премии, которые выплачиваются на основании подсчета разных продуктовых метрик в дополнение к основной схеме мотивации персонала раз в полгода или год. Таким командам, как правило, выставляют цели по росту валовой прибыли, иногда – по количеству новых клиентов и заказов, рассказывает Волкова. «Работа в команде, поддержка друг друга ради общей цели – наилучшая мотивация. А получение больших бонусов отдельными сотрудниками скорее расстраивает, чем мотивирует коллег», – говорит она.

В премировании команд есть свой смысл. По данным американской Inc Research, среднестатистический работник продуктивен в общей сложности 2 часа 53 минуты из восьмичасового рабочего дня, т. е. только 37% всего рабочего дня. Работа в команде повышает производительность каждого сотрудника, что приводит к более высоким бизнес-результатам. Кроме того, работа в коллективе укрепляет отношения внутри отделов и улучшает сотрудничество и коммуникацию во всей компании и влияет на производительность труда.

Но в России практика награждения продуктовых команд еще в зародыше. Из всех опрошенных компаний четко на вопрос о таком виде премирования своих сотрудников ответила только «Гранель». По словам Бережанской, компания планирует внедрять этот формат вознаграждения в 2024 г. и учитывать в нем коллективные показатели. Еще две компании, «Ростелеком» и «Фосагро», говорили больше о проектных командах и их премировании при выполнении коллективных результатов (если продуктовая команда создает продукт и развивает его в течение долгого времени, то проектная команда создается на короткий срок под конкретную задачу).

Акцент на обучение

Авторы исследования из RosExpert спросили своих респондентов и о том, как еще помимо зарплат и премий компании будут стимулировать сотрудников на трудовые подвиги. Выяснилось, что многие работодатели (24%) намерены развивать внутренние обучающие и развивающие программы. Об этом же говорили и многие опрошенные «Ведомостями» компании. Например, Канивец из группы «Самолет» сказал, что в 2024 г. HR-бюджет компании вырастет на 70–80% и фокус будет на обучение сотрудников.

Большое внимание к обучению сотрудников не случайно. Компании не могут бесконечно повышать зарплаты без роста производительности труда, отмечает операционный директор компании Ancor Алексей Миронов. Чтобы ее увеличить, они будут в том числе обучать сотрудников, поскольку сегодня практически для всех специальностей требуются новые навыки и знания, говорит Волкова. А Четаева добавляет, что в условиях нехватки специалистов работодатели так или иначе займутся профессиональным развитием сотрудников и созданием кадрового резерва. В будущем это, несомненно, повысит эффективность бизнеса и даст возможность компаниям дальше расти.

70%

составляет сейчас фонд оплаты труда от всех заложенных компаниями трат на персонал в 2023–2024 гг., следует из данных RosExpert

По сути, обучение – это один из самых дешевых и легких способов хотя бы частично решить проблему с кадрами и повысить производительность труда, полагает Сафонов. Обученный сотрудник будет лучше исполнять свои обязанности. Кроме того, он сможет совмещать разные должности.

Но по-настоящему решить проблему производительности может только дальнейшая автоматизация труда в России, полагает эксперт. «Здесь все по Карлу Марксу: чем выше расходы на ФОТ, тем больше капитал стремится заместить труд», – говорит Сафонов. По его мнению, зарплаты в России пока еще не достигли того уровня, когда предприятия захотят автоматизировать труд и тем самым значительно сократить свою потребность в найме персонала. Обучение и развитие сотрудников пока хоть и временное, но вполне подходящее работодателям на нынешнем этапе решение проблемы кадров и зарплат в России, заключает эксперт.