Менеджмент
Бесплатный
Статья опубликована в № 4018 от 18.02.2016 под заголовком: Советы менеджера: Как сократить расходы на персонал, если сокращать уже нечего

Как сократить расходы на персонал, если сокращать уже нечего

У малого и среднего бизнеса даже сейчас остается несколько возможностей
Максим Солнцев, председатель правления СДМ-банка

Весь прошлый год бизнесмены нещадно резали расходы, пытаясь сохранить бизнес в новой экономической реальности. Статистика лишь подтверждает это: по данным Росстата, число безработных в России в 2015 г. превысило уровень 2014 г. на 7,4%. Прогнозы на будущее тоже не вселяют оптимизма: в 2016 г. Минтруд прогнозирует 6%-ный рост безработицы. Новые антирекорды рубля, рост инфляции и углубившийся кризис платежеспособности заставляют бизнесменов искать дополнительные способы экономии, в том числе и за счет персонала.

Эксперты успокаивают: массовых увольнений уже не будет, руководители готовы сокращать зарплаты, а увольнять сотрудников планируют в крайнем случае. Это тоже логично, ведь в 2014–2015 гг. большинство компаний малого и среднего бизнеса (МСБ) пережили не одну волну сокращений и сохранили только действительно необходимых сотрудников. Сокращать зарплаты тем, кто остался, тоже можно до определенного уровня, после которого вы рискуете остаться без сотрудников вообще. В какой-то момент люди просто встанут и уйдут, несмотря на кризис на дворе. Кроме того, бизнесмен должен понимать, что увольнение высокооплачиваемого специалиста не всегда приводит к реальной экономии, поскольку более «дешевый» может оказаться не настолько эффективным, но это становится понятно лишь позднее.

Мы много общаемся с компаниями МСБ и видим, что предприниматели стараются не просто урезать штат, но и найти возможности сэкономить, сохранив при этом нужных работников. Даже если сокращать без ущерба для бизнеса уже некого, способы уменьшить издержки за счет персонала все же есть, показывает опыт наших клиентов.

Некоторые владельцы малых предприятий сократили нагрузку на зарплатный фонд компании, переведя большую часть сотрудников на договоры гражданско-правового характера. В этом случае работодатель смог сэкономить на выплатах страховых взносов и при этом сохранил рабочие связи с нужными сотрудниками. Некоторые компании использовали другой вариант сокращения затрат: предложили сотрудникам зарегистрироваться как индивидуальные предприниматели (ИП) и оформить с компаниями договорные отношения. Это также снижает налоговую нагрузку на компанию, но есть риск, что подобная альтернатива не всем понравится. А владельцы совсем небольших компаний предпочли переоформить ООО в ИП и теперь работают с сотрудниками на договорной основе.

Владельцы, которые уже не могут (или не желают) сокращать штат и зарплатный фонд, сокращают офисы. Они переводят сотрудников на работу из дома, оперативную связь с ними поддерживают по телефону и скайпу, а для важных совещаний арендуют переговорные в бизнес-центрах или проводят встречи в кафе. Так можно неплохо сэкономить на аренде и содержании офиса.

Многие компании, сократившие в кризис всех неэффективных сотрудников, стараются максимально формализовать отношения с теми, кто остался. Нагрузка на оставшихся сотрудников возросла – им достались обязанности уволенных коллег, а зарплата не увеличилась, и это часто становится поводом для раздражения. Руководитель, в свою очередь, тоже может испытывать недовольство тем фактом, что он платит сотрудникам приличные по кризисным меркам деньги и не видит от них большой отдачи. Те, кто хочет этого избежать, стараются четко расписать служебные обязанности сотрудников и установить для каждого показатели эффективности, при достижении которых он получит все положенные ему выплаты.

Часть обязанностей собственники бизнеса в кризис берут на себя. Это касается взаимоотношений с ключевыми клиентами и вопросов развития компании, все важнейшие точки бизнеса владельцы стремятся контролировать лично.

Многие владельцы стремятся в кризис проявлять максимальную гибкость, в том числе и в общении с сотрудниками. Ведь чем больше собственник предложит сотрудникам приемлемых вариантов, тем больше шансов, что какие-то из придуманных им схем он сможет реализовать.

Но есть и те, кто уже задействовал все возможные способы оптимизации и понял, что экономить больше не на чем, а бизнес все же развивается плохо. Эти люди честно признаются себе в этом, закрывают бизнес и идут пережидать трудные времена в качестве наемных сотрудников. Но они не оставляют надежд вновь запустить новый проект, когда экономическая ситуация это позволит, и готовы к этому.

На самом деле в сворачивании своего дела нет ничего зазорного. Достаточно вспомнить истории о знаменитых бизнесменах, которым также не сразу повезло в бизнесе. Совладелец McDonald’s Рэй Крок до 52 лет был неудачником в бизнесе, все его предприятия терпели крах. Когда ему понадобилось $15 000, чтобы выкупить у братьев Макдональд лицензию на распространение франшиз на открытие ресторанов McDonald’s, ни один банк не дал ему кредита. Пришлось заложить дом и страховку. После этого Крок прожил еще 30 лет, заработал $600 млн и не только нажил состояние, но и изменил стиль жизни американцев.

Четырежды признавался банкротом Дональд Трамп, сейчас он опять миллиардер и кандидат в президенты США. Не остановила серия банкротств и Генри Форда. Несмотря ни на что, он создал первый доступный автомобиль в мире и вошел в историю как великий управленец и лучший бизнесмен XX в. Эти истории показывают, что любой бизнес, даже неудачный, – это в первую очередь бесценный опыт и даже в случае краха не нужно терять голову и опускать руки.

Автор – председатель правления СДМ-банка