Статья опубликована в № 4127 от 29.07.2016 под заголовком: Советы менеджера: Четыре заблужде­ния по поводу китай­ского качества

Четыре заблужде­ния по поводу китай­ского качества

Советы российским закупщикам при выборе производителя из Китая
Егор Переверзев, генеральный директор компании EKF Group (China)

Китайские производители довели мастерство изготовления одной и той же продукции, но с разным качеством до совершенства. Закупочные цены на функционально аналогичный продукт в Китае могут различаться в десятки раз. Китай не просто производит дешевый товар – он адаптирует продукт под покупательную способность экономики той или иной страны. У компаний, закупающих материалы и комплектующие в Китае, существуют заблуждения относительно того, что такое «китайское качество» и каким образом им можно управлять.

Заблуждение первое: иностранные компании могут управлять качеством продукции своих китайских поставщиков. На самом деле это обычно невозможно. Исключение составляют заводы, целиком принадлежащие иностранцам, некоторые совместные предприятия и лучшие китайские компании, которые сумели построить высокотехнологичное современное производство. В большинстве же случаев заказчики возлагают надежды на инспекторов качества. Однако лабораторные проверки продукции часто носят несистемный характер, а внешние фирмы – контролеры качества анализируют только ограниченное количество образцов. Массовое производство в Китае часто происходит без прямого контроля со стороны зарубежного клиента. В этих условиях единственным полноценным участником процесса обеспечения качества продукта в Китае становится сам китайский завод.

Заблуждение второе: можно найти завод в Китае, выпускающий некачественную дешевую продукцию, и заставить его производить качественно. На самом деле качество и уровень фабрики – тождественные понятия: выбирая фабрику, вы выбираете и качество. Исключения бывают только в тех случаях, когда технологический уровень заказчика гораздо выше уровня китайского производителя. К слову, многие производители в Китае соглашаются изготовлять продукцию по себестоимости для крупных мировых брендов. Взамен они получают технологии и повышают свою привлекательность для других потенциальных клиентов. Но в последнее время количество таких примеров уменьшается – из-за высокой конкуренции у фабрик не хватает ресурсов на развитие.

Заблуждение третье: можно поставить контролера над каждым рабочим или отбирать только хорошую продукцию во время приемки товара перед отгрузкой. На самом деле это не так. Восемь лет назад мне и моей команде случилось проверять 217 000 чипов для электронных приборов. Проверка шла на площадке сборщика конечных приборов. Брак чипов составил порядка 10%. После того как производитель перепаял 22 000 отбракованных чипов, мы их снова проверили. И брак снова составил около 10%. Выяснилось, что при транспортировке чипов от производителя до сборщика около 10% чипов выходили из строя из-за плохой ручной пайки. Ручной труд с низкой добавленной стоимостью и плохим оборудованием дает в Китае себестоимость часто ниже, чем может обеспечить лучшая автоматизация, особенно если речь идет о большом заказе с маленьким количеством единиц по каждому наименованию товара. Количество роботов на 10 000 рабочих в Китае составляет, по данным McKinsey, всего 36 штук, или одну десятую от аналогичного показателя в Южной Корее. Чаще всего продукцию для развивающихся стран собирают вручную, и невозможно гарантировать постоянство качества из-за человеческого фактора.

Рекомендации таковы:

Выбирая в Китае фабрику, нужно убедиться в том, что она собирает статистику по причинам брака, а значит, может управлять качеством, в противном случае придется делать 100%-ный выходной контроль, что очень дорого и часто невыполнимо технически. Следует помнить, что в Китае часто хромает координация между отделом продаж и производством: то, что обещают вам продавцы и директор, будут выполнять рабочие, которые вам лично ничего не обещали. А вот наличие известных сертификатов в Китае не всегда свидетельствует о реально высоком качестве продукта.

Нужно ехать с инспекцией на фабрику и проверять, имеется ли там на самом деле то производственное или лабораторное оборудование, о котором рассказывал китайский менеджер.

Важно иметь матрицу оценки поставщика. В идеале такая матрица должна распространяться не только на саму фабрику, но и на ее поставщиков сырья и комплектующих. По моему восьмилетнему опыту, очень показательным критерием является наличие у фабрики функций разработки и проектирования. Это дорого: годовая компенсация старшего специалиста по разработкам в крупных городах Китая может превышать $100 000, и фабрики, у которых есть отдел исследований и разработок, стараются производить продукцию качественную и с высокой добавленной стоимостью. Лаборатории есть практически на всех фабриках в Китае, но только на хороших фабриках эти лаборатории активно используются. Вид пустых испытательных стендов и приборов, закрытых запыленными чехлами, должен настораживать.

Заблуждение четвертое: китайские производители способны выпускать и хорошую, и плохую продукцию на одних и тех же технологических площадках. На самом деле китайские производители соотносят качество и цену с определенными рынками сбыта. Довольно редко бывает, чтобы завод одновременно производил продукцию, скажем, для Японии и Африки. Западная Европа, США и особенно Япония покупают продукцию дороже и по качеству лучше, чем Россия, страны Латинской Америки, Восточной Европы и Африки. Часто весь региональный кластер настраивается на продукцию определенного качества, например, высококачественные светодиодные лампы традиционно производят в городах Шэньчжэнь или Сямэнь, а низкокачественные – около города Чжуншань провинции Гуандун. Поэтому первым делом закупщик должен задать китайскому производителю вопрос: «С какими рынками вы работаете?» Ответ скажет многое о ценовом диапазоне и о том, на какое качество фабрика ориентируется.

Автор – генеральный директор компании EKF Group (China)