Менеджмент
Бесплатный
Статья опубликована в № 4380 от 08.08.2017 под заголовком: Советы консультанта: Как преодолеть волнение перед публичным выступлением

Как справиться с волнением перед публичным выступлением

Несколько приемов, позволяющих сделать волнение вдохновляющим
Ирина Баржак, генеральный директор Института публичных выступлений

Вряд ли найдется руководитель, который не волнуется перед докладом или презентацией. Но волнение бывает как парализующим, так и вдохновляющим. Мы попросили более чем 5000 человек описать симптомы волнения. Выяснилось, что симптомы парализующего волнения у всех примерно одинаковы: сухость во рту, дрожь в коленях, руках и голосе, повышенное потоотделение, пустота в голове. У большинства путается речь, они напрочь забывают, что хотели сказать, краснеют, бледнеют и проч. При вдохновляющем волнении люди вдруг становятся красноречивыми и остроумными. Слова будто рождаются сами, речь льется легко и изящно. Волнение не мешает, а помогает выступлению. Полностью избавиться от волнения перед публичным выступлением почти невозможно, но научиться переводить его из парализующего во вдохновляющее можно. Как это сделать?

 Контролировать объект внимания. К примеру, если мы беседуем с коллегой, но ждем важного звонка и поглядываем на телефон, это означает, что наш объект внимания – не коллега, а именно телефон. Объектом внимания могут быть люди, животные, события, предметы и т. д. Парализующий страх настигает нас только в тот момент, когда объектом внимания являемся мы сами. Стоит только переключить внимание – и волнение уходит либо переходит из парализующего во вдохновляющее.

 Выбрать цель по отношению к зрителю. Она переключит ваше внимание с вас самих на аудиторию. Цель должна быть вдохновляющей и желанной для докладчика – например, разбудить зрителя в последнем ряду, очаровать двух чиновников в первом ряду.

 Сформулировать цель с помощью специальных глаголов активного действия. Режиссеры называют их золотыми, поскольку они включают артиста в работу, задействуют его психическую активность. Глаголы «рассказать», «показать», «продемонстрировать» не годятся, поскольку для их выполнения нет необходимости включать психическую активность. А «доказать», «вдохновить», «убедить», «победить» включают артиста (или докладчика) в выполнение цели полностью!

Важный нюанс: тема доклада и цель чаще всего не связаны между собой. Одну и ту же презентацию перед разными зрителями разные ораторы будут рассказывать совершенно непохоже. Потому что один ставит себе цель победить скептиков, другой – очаровать потенциальных партнеров, третий – вдохновить коллег на перемены. Все дело в задаче! И даже если вы ее выполнили всего на 10%, она поможет снять волнение.

Автор – директор Института публичных выступлений

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more