Как справиться с волнением перед публичным выступлением

Несколько приемов, позволяющих сделать волнение вдохновляющим

Вряд ли найдется руководитель, который не волнуется перед докладом или презентацией. Но волнение бывает как парализующим, так и вдохновляющим. Мы попросили более чем 5000 человек описать симптомы волнения. Выяснилось, что симптомы парализующего волнения у всех примерно одинаковы: сухость во рту, дрожь в коленях, руках и голосе, повышенное потоотделение, пустота в голове. У большинства путается речь, они напрочь забывают, что хотели сказать, краснеют, бледнеют и проч. При вдохновляющем волнении люди вдруг становятся красноречивыми и остроумными. Слова будто рождаются сами, речь льется легко и изящно. Волнение не мешает, а помогает выступлению. Полностью избавиться от волнения перед публичным выступлением почти невозможно, но научиться переводить его из парализующего во вдохновляющее можно. Как это сделать?

 Контролировать объект внимания. К примеру, если мы беседуем с коллегой, но ждем важного звонка и поглядываем на телефон, это означает, что наш объект внимания – не коллега, а именно телефон. Объектом внимания могут быть люди, животные, события, предметы и т. д. Парализующий страх настигает нас только в тот момент, когда объектом внимания являемся мы сами. Стоит только переключить внимание – и волнение уходит либо переходит из парализующего во вдохновляющее.

 Выбрать цель по отношению к зрителю. Она переключит ваше внимание с вас самих на аудиторию. Цель должна быть вдохновляющей и желанной для докладчика – например, разбудить зрителя в последнем ряду, очаровать двух чиновников в первом ряду.

 Сформулировать цель с помощью специальных глаголов активного действия. Режиссеры называют их золотыми, поскольку они включают артиста в работу, задействуют его психическую активность. Глаголы «рассказать», «показать», «продемонстрировать» не годятся, поскольку для их выполнения нет необходимости включать психическую активность. А «доказать», «вдохновить», «убедить», «победить» включают артиста (или докладчика) в выполнение цели полностью!

Важный нюанс: тема доклада и цель чаще всего не связаны между собой. Одну и ту же презентацию перед разными зрителями разные ораторы будут рассказывать совершенно непохоже. Потому что один ставит себе цель победить скептиков, другой – очаровать потенциальных партнеров, третий – вдохновить коллег на перемены. Все дело в задаче! И даже если вы ее выполнили всего на 10%, она поможет снять волнение.

Автор – директор Института публичных выступлений