Как мотивировать программистов на создание инноваций?

Разработчик должен постоянно развиваться и не почивать на лаврах

Всем нужны талантливые люди, а в техиндустрии конкуренция за таланты особенно жесткая. Не секрет, что для привлечения и удержания талантов компании используют дополнительные привилегии и блага. В большей или меньшей степени они похожи – это может быть бесплатное питание, длинные отпуска, свободный рабочий график, компенсации и бонусы, причудливые интерьеры в офисах и развлечения, ограничиваемые только размером, доходностью и политикой компании.

Все это призвано сделать сотрудников счастливыми и продуктивными. И действительно: мы проводим большую часть дня на работе и хорошему специалисту надо дать возможность концентрироваться на том, что он делает. Может быть, правило Google, что расстояние от любого места в офисе до кухни не должно превышать 30 м, – это некоторое преувеличение, но нет ничего плохого в том, чтобы накормить сотрудников, сделать комфортным их рабочее место и подумать за них о других базовых вещах. Поэтому инвестиции в дополнительные удобства в том объеме, в котором они позволяют людям реализоваться, нужны.

Однако часто работодатели приоритизируют такие компенсации, строя золотые клетки для ценных сотрудников – и в какой-то степени для самих себя. Объясню: IT-отрасль всегда отличалась от любого другого бизнеса своей динамикой. Изменения здесь происходят очень быстро. Хорошие разработчики всегда востребованы. Но основную задачу IT-компании – сохранить уровень инноваций – невозможно реализовать с неправильно мотивированной командой, которая просто отбывает рабочий день, сидя в почетном запасе. Я допускаю, что не у всех программистов должен быть постоянно работающий инновационный моторчик или генетическая предрасположенность совершать какие-то неординарные вещи, – и это нормально. В небольших компаниях всегда есть энтузиасты с таким моторчиком, есть возможность с ними общаться – это стимулирует к созданию исключительных вещей, дает возможность видеть реальные деньги от сделанного проекта. Такая динамика вызывает у команды ощущение собственной эффективности и не требует дополнительных удерживающих факторов, там редко встретишь инертных специалистов с выученной беспомощностью. Но по мере того как корпорация растет и теряет дух стартапа, число людей, не очень мотивированных к созданию неординарных проектов или просто не имеющих возможности это делать в рамках компании, становится все больше.

В Кремниевой долине этот феномен получил название Resting and Vesting: компании, нанимая труднодоступных экспертов в перспективных областях, платят им высокую зарплату и в качестве дополнительного удерживающего механизма дают им сток-опции с отложенным получением доли компании, не предъявляя при этом требований к их эффективности. Талантливые разработчики приходят в компанию, делают технологию, но часто компании не могут быстро ее развивать и эти люди становятся лишними – занять их нечем, а отпустить нельзя, так как большие корпорации хотят сохранить свою монопольную сущность и в качестве защитной меры удерживают таланты у себя, чтобы они не начали конкурировать. Талантливые разработчики знают, что не смогут реализовать себя в такой системе, но, понимая, что в другой компании они будут зарабатывать в разы меньше и потеряют перспективу получения акций, ждут этой возможности и не уходят. На условиях таких особых привилегий они готовы оставаться в системе, реально ничего не создавая. Это известная тактика больших корпораций.

Однако это не самая лучшая практика для самих разработчиков. Пресыщенный, скучающий разработчик с постоянной профессиональной апатией и интеллектуальным недомоганием не актуален для инновационной индустрии. Он теряет мотивацию к созданию чего-то нового и возможности карьерного роста и ограничивается только удерживающими факторами – зарплатой, комфортными условиями работы и хорошими отношениями с коллегами. Для многих людей этого может быть достаточно, чтобы чувствовать себя вполне удовлетворенными работой. И только небольшой процент специалистов готов поменять это на другую реальность технологического мира с его высокоприоритетными задачами, напряженным графиком и постоянным давлением. Однако талантливого разработчика это никуда не ведет. Как мышцы начинают атрофироваться без постоянной тренировки, так и знания, приобретенные, но не используемые, утрачиваются. Особенно в сфере IT. Талантливые разработчики амбициозны, они хотят проявить себя в интересных проектах. Если человек достиг плато в своем развитии и у него нет желания развиваться и реагировать на рынок, он перестает быть ценным для компании и – в профессиональном плане – для самого себя: остановившись однажды, двинуться дальше бывает очень трудно.

Всегда можно выбрать участие в создании квантового компьютера, в прорывных проектах, таких как Space X, Ethereum и TensorFlow, или в других, не менее интересных и перспективных, – а можно, однажды сделав что-то значимое, отдать предпочтение восьмичасовому рабочему дню, пакету привилегий и ритуальному повышению по службе «за выслугу лет». Нанимая талантливых людей, компании должны создавать им комфортные условия для работы и давать какие-то оправданные сопутствующие привилегии. Однако для самого специалиста при выборе компании эти привилегии никогда не должны быть решающим аргументом. Не надо хвататься за текущие вещи, важно понимать, что какое-то время вы можете оставаться высокооплачиваемым сотрудником в своей компании, но, не развиваясь и ничего не создавая, вы теряете квалификацию, тогда как, участвуя в реальных проектах, вы останетесь в тренде и всегда сможете монетизировать свои навыки. В нашей индустрии для этого есть все условия.

Автор – сооснователь и глава разработки Acronis