Как бизнесу не попасть в черный список ЦБ

Основные операции, вызывающие подозрение у банков

Банки с лета стали массово отказывать в расчетно-кассовом обслуживании. Причина – черные списки, которые ЦБ формирует и отправляет в банки. Предприниматели не могли нормально работать, им приходилось, например, переоформлять компании на родственников. Как избежать этих рисков?

Летом ЦБ запустил систему обмена данными о неблагонадежных клиентах; одновременно вступили в силу поправки в антиотмывочный закон – это и стало для банков поводом отказывать в обслуживании.

Формируется черный список так: банк сообщает ЦБ, что отказал клиенту; ЦБ передает информацию Росфинмониторингу, там ее обрабатывают и возвращают в ЦБ, а он вносит клиента в черный список и рассылает банкам. Понятно, что в список можно попасть не только за сомнительные операции, но и по субъективной оценке банка.

А менеджеры банка могут, но не обязаны требовать документы для объяснения легальности операции. Станут ли они, например, вникать в причины снятия крупной наличной суммы или разбираться, почему компания снизила налоги?

ЦБ уверяет, что попадание клиента в список не означает, что банк обязан отказать ему, но банку проще отказать, чем делать реальный анализ движения средств бизнеса.

ЦБ не сразу, но выработал способ восстановить доброе имя компании или индивидуального предпринимателя, попавших в черный список по ошибке либо за незначительное нарушение. А пока способа не было, бизнесу приходилось закрывать компании и регистрировать новые. Но это дорого и долго, а для участия в госзакупках, где требуется история, неприемлемо.

В ноябре такой способ ЦБ нашел. Методические рекомендации предписывают банкам комплексно анализировать действия клиента, прежде чем отказать ему; банки теперь обязаны отправлять в Росфинмониторинг сообщения об удалении клиента из черного списка, если тот представил нужные документы. Наконец, главное: клиент может направить в ЦБ жалобу на отказ в банковском обслуживании, она будет рассмотрена. Остается неясным, что сделает ЦБ, если проверка документов покажет необоснованность отказа банка.

Стоит сказать, что включение в черный список ЦБ чаще всего имеет под собой основания. Вот основные подозрительные операции:

1. Просьба выдать большую сумму наличных

Обналичивание всегда было под пристальным вниманием, сейчас риски еще возросли. Подозрительно, по мнению ЦБ, если снятие наличных составляет 30% и более оборота компании за неделю и происходит ежедневно или вскоре после поступления денег на счет.

Если наличные снимаются суммами до 600 000 руб., банк может счесть, что это косвенно указывает на желание клиента не подпадать под обязательный контроль. Также нежелательно иметь несколько корпоративных кредитных карт для снятия наличных.

2. Перечисление денег транзитом

Подозрительно, если поступившие на счет деньги предприниматель сразу и почти целиком переправляет третьим лицам.

3. Выделение НДС

Подозрительно, если средства зачисляются на счет от контрагентов по договорам с выделением НДС и сразу отправляются контрагенту по объектам, не облагаемым НДС.

И транзитные перечисления, и утеря НДС вдвойне подозрительны для банка, если со счетов клиента не выплачивается зарплата; нет затрат по заявленной сфере деятельности компании; нет хозяйственных платежей – аренды, коммунальных платежей, закупки канцелярских товаров и т. п.

4. Низкая налоговая нагрузка

Банкам предписано анализировать налоговые отчисления – подозрения вызовет и зарплата ниже прожиточного минимума, и перечисление НДФЛ, не соответствующее численности сотрудников, и неуплата страховых взносов. Если размер налогов и других платежей в бюджет меньше 0,9% оборота бизнеса, то с высокой степенью вероятности банк счет заблокирует.

Нельзя полностью исключить все риски бизнеса, связанные с банковским контролем. Осторожность и отказ от описанных выше операций сведет вероятность попадания в черные списки к минимуму.