Как компаниям сократить расходы на бензин

Советы по оптимизации работы корпоративных автопарков

В последние несколько месяцев цены на бензин повысились более чем на 5% – это рекорд последних трех лет. Директора производственных компаний и фирм-импортеров все чаще задаются вопросом, как оптимизировать работу корпоративного транспорта. Значительная часть перевозок осуществляется малыми компаниями с небольшим парком собственных грузовиков. В структуре расходов этих компаний на ГСМ приходится 30% и даже более. Как им снизить затраты на бензин?

Самое простое и эффективное решение – установить топливные датчики. Датчики уровня топлива устанавливаются в топливном баке, а датчики расхода топлива – на топливную магистраль. Цены на датчики варьируются от 1500 до 15 000 руб. В последние годы производители выпускают модели датчиков с продвинутыми цифровыми технологиями, Bluetooth, GPRS-связью.

Экономия ощущается сразу. Известно, что у нерадивых водителей нецелевым способом испаряется до 10% топлива. Потери могут составить несколько десятков тысяч рублей на один автомобиль в год. С помощью датчиков диспетчеры в режиме реального времени получают всю информацию и доказательства слива топлива.

Проконтролируйте манеру вождения водителя. У расслабленных водителей, которые небрежно водят машину, и водителей, которые ведут себя за рулем образцово, расход топлива на 100 км пробега может различаться на 4–7 л. На рынке появились специальные IT-системы, позволяющие контролировать манеру вождения водителей. Лучше всего сочетать контроль с мерами мотивации, например включить в набор KPI показатели, учитывающие безопасное и безаварийное вождение.

Используйте GPS для контроля загрузки машин. Две трети машин в небольших автопарках возят груз в один конец. В Европе же 90% грузовиков ходят постоянно загруженными. Можно воспользоваться тем, что большегрузные автомобили в России обычно оснащены GPS-маячками, позволяющими следить за местонахождением грузовика в режиме реального времени. Небольшая хитрость: установить датчик на заднюю ось автомобиля для контроля загрузки машины и передавать эти данные в диспетчерский центр.

Установите информационную систему управления автопарком. Самое простое коробочное программное обеспечение обойдется в 30 000–50 000 руб., облачное еще дешевле. Однако эти системы требуют дополнительных и довольно трудоемких настроек. Поэтому крупные компании, как правило, сами создают для себя софт, их расходы составляют несколько миллионов рублей и выше. Зато и выгоды существенны. Например, можно сократить персонал с нескольких десятков до трех-четырех специалистов.

Вовлеките в планирование получателей грузов. До 20% расходов на перевозки тратятся впустую, на простои грузовиков, эти затраты еще больше, если речь идет о рефрижераторах (бензин тратится на охлаждение продуктов). Помните кадры из советских фильмов с очередями из большегрузов у проходных больших предприятий? Взаимодействие информационных систем автопарка и грузополучателей позволит обеспечить подачу машины в строго определенный, например получасовой, промежуток времени (так называемое окно).

Пользуйтесь услугами мелких региональных автопарков. В малых городах и поселках сегодня базируется огромное количество грузовиков, принадлежащих частникам. Большинство этих машин не оборудованы даже самыми простыми GPS-датчиками, машины ходят с низкой загрузкой – водители везут груз, как правило, в один конец, а возвращаются пустыми. Можно договориться с владельцами машин о сотрудничестве: оснастить их грузовики датчиками, а водителей обучить работать в мобильных приложениях. Это выгодно и крупному автопарку, и владельцу нескольких грузовиков, который сможет существенно повысить загрузку машин и минимизировать рейсы в один конец.

Исключить левый поворот. Мэрии некоторых городов уже вложились в цифровую инфраструктуру. И можно пользоваться их базами данных для оптимизации маршрутов. Например, можно составить маршрут таким образом, чтобы по возможности исключить левый поворот при передвижении грузовика по городу. Известно, что при повороте налево водитель расходует в два раза больше топлива, чем при движении в правом ряду.

По возможности перенести склады ближе к конечному потребителю и активнее использовать малотоннажный транспорт. Как показывает зарубежная практика, это позволит сократить расходы на логистику в среднем на 10–20%. В целом правильная оптимизация корпоративных автопарков, по нашим оценкам, позволит сократить затраты на 15% или более за несколько месяцев.