Как компании защитить интеллектуальную собственность от бывших сотрудников

Какие меры нужно принять работодателю, в штате которого есть творческие сотрудники – программисты, конструкторы, архитекторы

Многие наниматели не задумываются о том, что плоды ежедневного труда их работников (особенно творческих профессий) – это полноценные объекты авторского права, которые относятся к интеллектуальной собственности компании. Неправильное оформление таких объектов чревато серьезными проблемами. Например, работник может заявить о своих правах на созданный продукт, потребовать вознаграждения или использовать его для личной выгоды.

Недавно разработчик антивирусных программ подал в суд на своих бывших сотрудников, обвинив их в нарушении интеллектуальных прав. По мнению истца, в своем новом бизнесе работники используют софт, который создавался по служебному заданию компании и в соответствии с их трудовыми обязанностями, поэтому авторские права на ПО принадлежат именно разработчику. Дело рассматривается в судах.

Очень часто подобные конфликты заканчиваются плохо для компании. Сотрудники, используя наработки бывшего работодателя, создают свой бизнес. Или переходят к конкуренту, укрепляя его позиции на рынке. Или продают программный код третьему лицу. Либо просто сливают важную информацию в сеть. Например, бывший сотрудник IT-компании выложил в сеть раннюю версию операционной системы, ее бесплатно скачало множество пользователей, что принесло огромные убытки компании.

Какие же меры нужно принять каждому предусмотрительному работодателю, в штате которого есть творческие сотрудники, программисты, конструкторы, архитекторы?

1. Правильно составить трудовой договор и должностную инструкцию. По закону исключительные права на служебные произведения (программный код, дизайн, чертежи, фотографии и проч.) принадлежат работодателю. На практике все проблемы сводятся к тому, что именно признается служебным произведением. Произведение должно создаваться в соответствии с трудовыми обязанностями по заданию работодателя. Это значит, что в трудовом договоре и должностной инструкции обязательно нужно указать, что творческая деятельность (или разработка программ и баз данных, если это программист) входит в круг должностных обязанностей конкретного работника. В противном случае сотрудник может сказать, что разработал продукт по собственной инициативе, поэтому все права принадлежат только ему.

К примеру, издательство не смогло доказать, что должностная инструкция его корреспондента предусматривала фотосъемку. Верховный суд решил, что авторские права на спорные фотографии остаются за работником.

2. Заключать с работником дополнительное соглашение, если задачи шире его обычных трудовых обязанностей. Например, художник получает задание разработать продукт для дочерней компании, которая не является его непосредственным работодателем. Если эта задача не входит в круг его обычных трудовых обязанностей, указанных в должностной инструкции, есть риск, что продукт не будет считаться служебным.

В таких случаях следует заключить отдельный договор об отчуждении прав на это произведение с сотрудником. Факта использования материалов работодателя часто недостаточно для того, чтобы доказать служебный характер произведения (даже если работодатель дал работнику специальное задание). Дополнительное соглашение решает проблему: в нем работник соглашается на передачу авторских прав на конкретное произведение.

3. Подготовить доказательства, что все произведения переданы компании. По закону произведение, созданное работником, должно быть передано работодателю. Для этого необходимо зафиксировать передачу этого продукта. Например, актом приема-передачи, актом о принятии произведения на баланс или копированием произведения. Лучше закрепить эту процедуру в договоре.

Тогда в случае спора у работодателя будут доказательства, что произведение создано в рабочее время в соответствии с трудовыми обязанностями и служебным заданием. Сотрудник не сможет заявить, что разработал этот продукт в нерабочее время для личных нужд.

4. В течение трех лет определиться с использованием разработок сотрудника. Фирма может передумать использовать произведение сотрудника или отложить это до лучших времен. Однако если в течение трех лет с даты предоставления продукта компания не начнет его использовать, не передаст на него права другому лицу или не сообщит создателю о том, что намерена сохранить произведение в тайне, все права на него вернутся к работнику. Работодатель должен контролировать сроки, чтобы не потерять права просто потому, что стратегия компании изменилась.

Работодатель может долгое время сохранять права на служебное произведение, основываясь на соображениях коммерческой тайны. Однако режим коммерческой тайны действует до тех пор, пока информация не станет известна третьим лицам. Поэтому компании нужно предусмотреть специальный режим охраны произведения.

5. Выплатить вознаграждение работнику за использование произведения. По закону любой создатель объекта авторского права имеет право на вознаграждение за использование произведения. Работодатель может считать, что это излишне: мол, сотрудник и так получает зарплату за выполнение трудовых обязанностей. Все верно. Однако зарплата – не вознаграждение за использование служебного произведения.

Сколько надо платить? В законе четких критериев по этому поводу нет. Работодатель имеет право назначить минимальное вознаграждение (например, 1000 руб.), и требования закона будут соблюдены. Если компания не позаботится об этом, то потом, в случае конфликта, расчетами займется суд – и, скорее всего, будет исходить из рыночной стоимости продукта. Поэтому следует заранее согласовать условие об авторском вознаграждении как в трудовом договоре, так и в других соглашениях между нанимателем и сотрудником.