Как понять, что в компании пора проводить расследование

Чтобы найти причины неоправданно низкой эффективности

Частые причины неэффективности компаний – служебные злоупотребления, воровство топ-менеджеров и других ключевых сотрудников либо обычная халатность и недосмотр. Чтобы найти причину, обычной проверки и аудита недостаточно, в частности потому, что отчетность компании можно подделать. Для выявления фактов недобросовестной деятельности сотрудников и различного рода корпоративного мошенничества компаниям понадобится внутреннее расследование (форензик). Вот, например, отдел персонала нанимает сотрудников с низкой квалификацией. В чем причина? В отсутствии четких требований к штату или в процветающем в компании кумовстве? И то и другое ведет к потере эффективности, прямым убыткам, потере доли рынка, но планы действий по устранению каждой из причин различаются.

Одно расследование в крупной компании позволяет выявить и устранить утечки капитала в среднем в 1–5 млрд руб. Вот пять основных признаков, что пора начинать расследование.

1. В компании появляются флагманские проекты с особыми условиями. Речь идет о проектах, на которые не распространяются обязательные внутренние процедуры проверок. Типичные объяснения менеджмента, почему к этой сделке не применимы стандартные правила, звучат примерно одинаково: проект особый, флагманский, знаковый, ключевой для компании. Различных формулировок сотни. Но общее одно: именно в таких проектах средства будут расходоваться крайне неэффективно.

2. Менеджеры предлагают слишком пессимистичные планы. Чем выше уровень сотрудников, которые участвуют в мошенничестве, тем серьезней масштаб воровства. Недобросовестный руководитель может специально разработать бизнес-план на основе пессимистического сценария, а когда этот план будет перевыполнен (что нетрудно), у такого менеджера появятся весомые аргументы, чтобы выхлопотать внушительную премию. Бывают и обратные ситуации: менеджеры ради премии приукрашивают отчетность и собственные KPI.

3. В компании работают родственники, а среди контрагентов есть друзья сотрудников. Кумовство – давняя и распространенная болезнь, которая приводит к снижению эффективности. Подряды отдаются контрагентам, которые связаны с менеджментом (через родственников, друзей и т. д.). А те, в свою очередь, не обидят человека, благодаря которому им достались столь выгодные подряды. Например, менеджеры, отвечающие за закупочные процедуры, разрабатывают нереальные или заведомо протекционистские критерии отбора победителей. Критериям соответствует лишь один поставщик, он и объявляется победителем. Или же конкурсная закупка отменяется, а договор заключается с единственным участником закупки. В результате из-за отсутствия конкуренции компания закупает услуги или товары не лучшего качества по невыгодным ценам. В некоторых компаниях (как правило, в удаленных от штаб-квартир региональных филиалах) практикуется даже открытое трудоустройство на работу родственников и знакомых. Или перекрестное трудоустройство, когда руководитель устраивает на работу человека в местную администрацию, а в компанию устраиваются родственники или знакомые местных чиновников. Понятно, что квалификация таких сотрудников часто не соответствует нуждам компании.

4. Ключевые сотрудники явно живут не по средствам. Это трудно формализуемый, но наглядный признак. Если руководитель приобретает элитную недвижимость или автомобиль, не соответствующие его доходам, то это повод собственнику или генеральному директору задуматься: «Все ли я знаю о его доходах? Точно ли он работает на меня, а не ворует или не нанят конкурентами?»

5. Эффективность компании хуже, чем в среднем по отрасли. Одни только цифры не являются исчерпывающим доказательством злоупотреблений или недосмотра. Но если ваши подозрения подкрепляются аналитикой – например, вы знаете, что у конкурентов, сравнимых с вашей компанией по выручке, рентабельность, например, составляет 8–10%, а у вас – 4–5% – пора начинать расследование. Особенно если каждый раз, когда вы по праву собственника пытаетесь эти 4–5% получить в виде дивидендов, у менеджмента находится тысяча убедительных объяснений, почему прибыль сейчас лучше не забирать из компании, а вложить в бизнес.