Статья опубликована в № 4141 от 18.08.2016 под заголовком: Как финансовые IT изменят стратегию банка

Как финансовые технологии изменят стратегию банка

Четыре сценария развития банковской отрасли
Егор Григоренко, руководитель финансовой практики московского офиса Bain
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Банковская индустрия стремительно эволюционирует: в отрасль ворвались финансово-технологические стартапы, а за ними потянулись IT-гиганты, мобильные операторы и другие игроки. Долгие годы лидеры банковской индустрии как в России, так и за рубежом старались быть универсальными, чтобы защититься от изменений рынка. Подавляющее большинство российских нишевых банков, начинавших с экспресс-кредитования частных лиц, значительно расширили линейку продуктов, включив в нее депозиты, ипотеку и обслуживание среднего и малого бизнеса. И теперь, следуя стандартной логике, большинство банков бросились разрабатывать платежные платформы или встроенные мессенджеры, до момента принятия которых клиентами могут пройти годы. Банки стараются быть инновационными, делая по щепотке инвестиций в капитал многих компаний с упором на IT для финансового сектора. Многие банки стали венчурными фондами, хотя необходимых компетенций у большинства нет. Это делает их похожими на спортсменов, которые хотят победить в марафоне, но тренируются во всех видах легкой атлетики. Руководители банков тратят непропорционально много времени на забавные новые продукты для молодежи и пренебрегают развитием ключевых банковских систем.

При этом возмутители спокойствия – разработчики финансовых технологий – сосредоточились на наиболее привлекательных 10% клиентов, которые генерируют 120% прибыли большинству банков. Размеры их бизнеса еще не сопоставимы с банковским, но разработчики финансовых технологий показывают высокие темпы роста за счет предоставления клиентам более выгодных условий и потому гораздо более высокой лояльности клиентов. Исследования Bain обнаружили, что показатель лояльности Net Promoter Score (NPS) у инновационных игроков в 2–4 раза выше, чем у традиционных банков.

Еще более серьезную угрозу представляют технологические платформы (Amazon, Apple, Facebook, Google и др.), которые или уже посягают на территорию банков, или задумываются об этом, особенно в странах, где условия выдачи банковских лицензий относительно либеральны. Например, в Китае Ant Financial сочетает онлайн-платежи Alibaba Alipay с кредитами и депозитами, по сути превратившись в полноценный онлайновый банк.

Технологической компании гораздо легче стать похожей на банк, чем банку – стать похожим на технологическую компанию. Возникает опасность, что новые участники рынка будут диктовать стратегии розничным банкам и отберут у банков ведущую роль в финансовой системе. По оценкам Bain, существует четыре возможных сценария развития банковского сектора в условиях неопределенности.

- Ограниченная дестабилизация. Это относительно мягкий сценарий: инновационные конкуренты займут значимые позиции только в некоторых продуктах, таких как кредитные карты, инвестиции или депозиты. Банки сохранят влияние на клиентов, но должны будут пойти на партнерство с третьими сторонами. Точно так же фармацевтические гиганты ответили на появление передовых биотехнологических компаний созданием партнерств и покупкой этих компаний.

- Возникновение новой экосистемы. Переворот произойдет в отдельных секторах, где банки потеряют часть прибыли, например в потребительском кредитовании. Партнерства банков с финансово-технологическими стартапами станут нормой, и клиенты будут решать, с какой из структур наиболее удобно иметь дело. Например, в телекоммуникационной отрасли действующие провайдеры продолжают получать основную часть прибыли, а возмутители спокойствия – провайдеры контента – используют существующие сети и оттягивают на себя часть расходов домохозяйств на медиаконтент.

- Устранение посредников. Значительные изменения происходят в видах деятельности, которые предусматривают прямое взаимодействие с клиентами, и это означает конец банковских каналов дистрибуции. Ведущие технологические фирмы, такие как Apple и Google, начинают играть основную роль в отношениях с клиентами. Это оставляет банкам только роль бэк-офиса, предоставляющего технологическим фирмам интерфейсы и продолжающего оформлять кредиты.

- Полное замещение. Это наиболее суровый сценарий: общение с клиентами перейдет к крупным технологическим фирмам, которые также начнут заниматься большинством видов банковской деятельности во многих странах, фактически превращаясь в банки. А традиционные банковские технологии и платформы окажутся невостребованными.

Устранение посредников и полное замещение уже произошли в Китае в некоторых нишах, доказательством чего является Ant Financial. Регулирующие органы в Европе открывают для конкуренции многие сегменты традиционного банковского рынка. Наоборот, регулирующие органы США, Канады и Австралии требуют наличия банковской лицензии для большинства операций и проявляют осторожность при выдаче лицензий.

В России угроза со стороны инновационных игроков для банков может показаться незначительной. По нашим оценкам, годовые инвестиции в финансовые IT в России превысят $100 млн в этом году, но в пересчете на человека это в 10–12 раз меньше, чем в западных странах и Юго-Восточной Азии. Центробанк исповедует консервативную политику, например запрещая криптовалюты и привлечение частных вкладов без банковской лицензии. Однако к финансовому рынку в России проявляют серьезный интерес зарубежные технологические гиганты и российские операторы связи. Поэтому российский банковский сектор неизбежно пойдет по пути остального мира. Мы считаем, что наиболее реалистичный сценарий в России – второй или третий. Ключевой вопрос – смогут ли банки сохранить контроль над отношениями с клиентом. Если нет – навсегда превратятся в бэк-офисы.

Статья написана в соавторстве с Джеймсом Хэдли, партнером финансовой практики EMEA Bain

Автор – руководитель финансовой практики московского офиса Bain

Читать ещё
Preloader more