Как финансовые технологии изменят стратегию банка

Четыре сценария развития банковской отрасли

Банковская индустрия стремительно эволюционирует: в отрасль ворвались финансово-технологические стартапы, а за ними потянулись IT-гиганты, мобильные операторы и другие игроки. Долгие годы лидеры банковской индустрии как в России, так и за рубежом старались быть универсальными, чтобы защититься от изменений рынка. Подавляющее большинство российских нишевых банков, начинавших с экспресс-кредитования частных лиц, значительно расширили линейку продуктов, включив в нее депозиты, ипотеку и обслуживание среднего и малого бизнеса. И теперь, следуя стандартной логике, большинство банков бросились разрабатывать платежные платформы или встроенные мессенджеры, до момента принятия которых клиентами могут пройти годы. Банки стараются быть инновационными, делая по щепотке инвестиций в капитал многих компаний с упором на IT для финансового сектора. Многие банки стали венчурными фондами, хотя необходимых компетенций у большинства нет. Это делает их похожими на спортсменов, которые хотят победить в марафоне, но тренируются во всех видах легкой атлетики. Руководители банков тратят непропорционально много времени на забавные новые продукты для молодежи и пренебрегают развитием ключевых банковских систем.

При этом возмутители спокойствия – разработчики финансовых технологий – сосредоточились на наиболее привлекательных 10% клиентов, которые генерируют 120% прибыли большинству банков. Размеры их бизнеса еще не сопоставимы с банковским, но разработчики финансовых технологий показывают высокие темпы роста за счет предоставления клиентам более выгодных условий и потому гораздо более высокой лояльности клиентов. Исследования Bain обнаружили, что показатель лояльности Net Promoter Score (NPS) у инновационных игроков в 2–4 раза выше, чем у традиционных банков.

Еще более серьезную угрозу представляют технологические платформы (Amazon, Apple, Facebook, Google и др.), которые или уже посягают на территорию банков, или задумываются об этом, особенно в странах, где условия выдачи банковских лицензий относительно либеральны. Например, в Китае Ant Financial сочетает онлайн-платежи Alibaba Alipay с кредитами и депозитами, по сути превратившись в полноценный онлайновый банк.

Технологической компании гораздо легче стать похожей на банк, чем банку – стать похожим на технологическую компанию. Возникает опасность, что новые участники рынка будут диктовать стратегии розничным банкам и отберут у банков ведущую роль в финансовой системе. По оценкам Bain, существует четыре возможных сценария развития банковского сектора в условиях неопределенности.

- Ограниченная дестабилизация. Это относительно мягкий сценарий: инновационные конкуренты займут значимые позиции только в некоторых продуктах, таких как кредитные карты, инвестиции или депозиты. Банки сохранят влияние на клиентов, но должны будут пойти на партнерство с третьими сторонами. Точно так же фармацевтические гиганты ответили на появление передовых биотехнологических компаний созданием партнерств и покупкой этих компаний.

- Возникновение новой экосистемы. Переворот произойдет в отдельных секторах, где банки потеряют часть прибыли, например в потребительском кредитовании. Партнерства банков с финансово-технологическими стартапами станут нормой, и клиенты будут решать, с какой из структур наиболее удобно иметь дело. Например, в телекоммуникационной отрасли действующие провайдеры продолжают получать основную часть прибыли, а возмутители спокойствия – провайдеры контента – используют существующие сети и оттягивают на себя часть расходов домохозяйств на медиаконтент.

- Устранение посредников. Значительные изменения происходят в видах деятельности, которые предусматривают прямое взаимодействие с клиентами, и это означает конец банковских каналов дистрибуции. Ведущие технологические фирмы, такие как Apple и Google, начинают играть основную роль в отношениях с клиентами. Это оставляет банкам только роль бэк-офиса, предоставляющего технологическим фирмам интерфейсы и продолжающего оформлять кредиты.

- Полное замещение. Это наиболее суровый сценарий: общение с клиентами перейдет к крупным технологическим фирмам, которые также начнут заниматься большинством видов банковской деятельности во многих странах, фактически превращаясь в банки. А традиционные банковские технологии и платформы окажутся невостребованными.

Устранение посредников и полное замещение уже произошли в Китае в некоторых нишах, доказательством чего является Ant Financial. Регулирующие органы в Европе открывают для конкуренции многие сегменты традиционного банковского рынка. Наоборот, регулирующие органы США, Канады и Австралии требуют наличия банковской лицензии для большинства операций и проявляют осторожность при выдаче лицензий.

В России угроза со стороны инновационных игроков для банков может показаться незначительной. По нашим оценкам, годовые инвестиции в финансовые IT в России превысят $100 млн в этом году, но в пересчете на человека это в 10–12 раз меньше, чем в западных странах и Юго-Восточной Азии. Центробанк исповедует консервативную политику, например запрещая криптовалюты и привлечение частных вкладов без банковской лицензии. Однако к финансовому рынку в России проявляют серьезный интерес зарубежные технологические гиганты и российские операторы связи. Поэтому российский банковский сектор неизбежно пойдет по пути остального мира. Мы считаем, что наиболее реалистичный сценарий в России – второй или третий. Ключевой вопрос – смогут ли банки сохранить контроль над отношениями с клиентом. Если нет – навсегда превратятся в бэк-офисы.

Статья написана в соавторстве с Джеймсом Хэдли, партнером финансовой практики EMEA Bain

Автор – руководитель финансовой практики московского офиса Bain