Заботы и радости региональных филантропов

Что показали три региональных конкурса благотворительных проектов
Мы слышим неоднократно: Наши программы не столь значимы..., Мы не уверены, что об этом стоит говорить, ведь у нас совсем скромные бюджеты...

В этом году организаторы конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности» пошли на эксперимент и параллельно с федеральным провели три региональных конкурса: в Северо-Западном, Уральском и Сибирском федеральном округах. Отдельные конкурсы должны были вовлечь региональных игроков, расширив поле информационного обмена.

В итоге в региональных проектах приняли участие 73 компании в целом, расходы которых на благотворительность в 2017 г. варьировались от 200 000 до 4,3 млрд руб. Для сравнения: в федеральном конкурсе приняли участие 46 компаний. Благотворительностью в регионах занимаются разные предприятия – и подразделения российских и международных корпораций, и серьезный региональный бизнес, и небольшие компании. В конкурсах же участвовали в основном крупные компании.

Как правило, крупный бизнес реализует системные программы, соответствующие корпоративной концепции социальной ответственности, а средний и особенно малый бизнес – отдельные проекты, зачастую зависящие от личных предпочтений собственника, а также адресную помощь. Каждый из регионов – это особый мир со своей системой правил и отношений. Состояние благотворительности зависит от инфраструктуры НКО, наличия в регионе крупного бизнеса, развитости малого и среднего бизнеса, отношения к социальному партнерству местных властей.

Влияние крупного бизнеса на развитие благотворительности в регионах и стране в целом весьма существенно. Каковы же приоритеты корпоративной благотворительности федеральных компаний в регионах? По нашим данным, наиболее популярны развитие местных сообществ (для 67%), образование (64%), здоровый образ жизни (56%), экология (44%), социальная защита (44%) и здравоохранение (41%). Российские подразделения транснациональных компаний, как правило, перенимают стратегию и структуру благотворительной деятельности материнских компаний. То же можно сказать и о региональных подразделениях федерального бизнеса.

Региональные же компании формируют собственную повестку, в большинстве случаев ограничиваясь отдельными проектами и акциями – в ответ на поступающие запросы.

В регионах сильна потребность в профессиональных подходах и методах. Спрос регионального бизнеса на образовательные программы в сфере корпоративной социальной ответственности и социальных инвестиций неминуемо будет расти.

Во многих региональных компаниях поддерживаются инициативы сотрудников и развивают волонтерство. Очень многие компании в регионах говорят о благотворительности мало и тихо, что не соответствует распространенному убеждению, что предприятия занимаются благими делами ради пиара. Они молчат не потому, что им нечего сказать или нечем гордиться. Мы слышим неоднократно: «Наши программы не столь значимы...», «Мы не уверены, что об этом стоит говорить, ведь у нас совсем скромные бюджеты...». Даже если встречается интересный пример, о нем не торопятся рассказывать. У них просто нет привычки говорить о благотворительности. Потому что не так уж часто их просят об этом рассказывать.

Автор – исполнительный директор «Форума доноров»