Статья опубликована в № 4710 от 05.12.2018 под заголовком: Миллионы на поселки и китов

Как эволюционируют программы корпоративной благотворительности

И как санкции повлияли на бюджеты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

В этом году организаторы конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности» вновь столкнулись с тем, что компаний, готовых потратиться на благотворительность, с каждым годом все меньше: в 2016 г. в конкурсе участвовало 60 компаний, в 2017 г. – 52, а в 2018 г. – 46. Однако бюджеты на филантропию при этом растут: если в 2017 г. 45 компаний, предоставивших информацию о своем бюджете на благотворительные проекты, выделили 43,9 млрд руб., то в 2018 г. 41 компания, предоставившая информацию, потратила уже 50,6 млрд руб.

Самые большие бюджеты на благотворительность всегда были у крупных компаний и процесс концентрации средств на филантропию в руках лидеров продолжается, объясняет Александра Болдырева, исполнительный директор «Форума доноров». А Елена Малицкая, президент межрегионального общественного фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», говорит, что в регионах все больше растет разрыв в благотворительных бюджетах между крупными федеральными компаниями и местным региональным бизнесом. У местных компаний нет ни средств, ни опыта для системных вложений в филантропию. Поэтому в регионах самые яркие и интересные проекты в сфере благотворительности именно у подразделений крупных федеральных компаний, а не у местного бизнеса. Крупные компании смогли нарастить бюджеты на благотворительность во многом благодаря низкому курсу рубля: большинство этих компаний – экспортеры и доходы в валюте приносят им теперь больше рублей, говорит Болдырева. Многие связаны долгосрочными обязательствами перед местными властями, от которых не могут отказаться, несмотря на санкции и прочие неприятности, говорит Александр Шевчук, исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов. Региональные инициативы поражают разнообразием: от спасения китов на Сахалине, раздачи грантов предпринимателям до дистанционного обучения детей и развлекательных фестивалей.

Тренд нынешнего года – грантовые конкурсы, это гибкий инструмент, позволяющий выбрать самых достойных и поддержать их.

В этом году организаторы «Лидеров корпоративной благотворительности» добавили в рэнкинг самостоятельную номинацию «Лучший грантовый конкурс». Растет популярность корпоративного волонтерства. По оценкам Светланы Герасимовой, директора Центра корпоративной социальной ответственности МИРБИС, сейчас в корпоративном волонтерстве принимает участие примерно 20% всех сотрудников крупных компаний.

Вопреки санкциям

Некоторые участники конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности» оказались под санкциями. Но, как заявили «Ведомостям» представители компаний, это не стало основанием для сокращения бюджетов на филантропию. «Газпром нефть» с 2014 г. находится под санкциями Евросоюза, но в 2016 г. вложила в благотворительные проекты 4,1 млрд руб., а в 2017 г. – 4,3 млрд. Компания от комментариев отказалась.

UC Rusal в 2016 г. потратила на благотворительность 748,9 млн руб., а в 2017 г. – уже 1,3 млрд. Однако в 2018 г. компания попала под американские санкции. Вера Курочкина, заместитель гендиректора UC Rusal, говорит, что в условиях санкций UC Rusal изменила благотворительную деятельность, сделав больший акцент на программах обучения местного сообщества, например на «Школе городских изменений», и на развитии добровольческих программ. Компания пока не форсирует более капиталоемкие проекты, их реализация будет зависеть от того, будут санкции или нет, следует из слов Курочкиной. Благотворительный бюджет UC Rusal в 2017 г. увеличился из-за инвестиций в инфраструктуру регионов, где находятся заводы компании, и в проект борьбы с вирусом Эбола в Гвинее, сказала она.

В этом году, говорит Курочкина, компания провела в городах и поселках, где живут сотрудники, «Русал фестивAL», который включал и театральные выступления, и концерты, научные шоу, выставки, лекции и походы в кино. В нем участвовало 50 000 человек.

Компания «Фосагро» в мае этого года попала под украинские санкции. Однако, как уверяет ее представитель, санкции практически не затронули деятельность группы. Цели социальных инвестиций не изменились – создание комфортных условий труда для сотрудников и поддержка общественно значимых проектов в регионах присутствия. Бюджет в 2017 г. составил 1,57 млрд руб. против 1,45 млрд в 2016 г.

Перестроить город

Цели проектов многих участников рэнкинга – обустройство малых городов, где находятся заводы компаний. СУЭК, победитель рэнкинга, развивает девять направлений благотворительности, чтобы поддерживать высокое качество жизни сотрудников в регионах. В каждой программе участвуют и местные власти, и общественные организации, и население. Самый яркий проект, за который СУЭК получила первое место, – реформирование рабочего поселка Чегдомын в Хабаровском крае.

В Чегдомыне находится градообразующее предприятие «Ургалуголь», принадлежащее СУЭК с 2004 г. В поселке 12 000 жителей. Первые годы СУЭК ремонтировала больницы, закупала медицинское оборудование, реконструировала школы и ремонтировала дороги. А потом занялась образованием жителей – стала проводить семинары по технологиям социального проектирования и привлечению ресурсов под социальные проекты, а также семинары для предпринимателей. 18 безработных жителей защитили бизнес-планы, в поселке было создано 17 малых предприятий. Кроме того, СУЭК помогла привлечь 1,3 млн руб. государственных средств на развитие районной библиотеки. В 2017 г. СУЭК потратила на корпоративную благотворительность 1,3 млрд руб. – на 300 млн руб. больше, чем в 2016 г.

Компании пытаются активизировать местное население, понимая, что инициатива из повседневной жизни часто переносится на производство. Активный в социальной жизни сотрудник и в бизнес привносит креативность, заинтересованность, работает эффективнее, легче воспринимает инновации и сам иногда становится источником идей, говорит Игорь Соболев, советник гендиректора Фонда президентских грантов.

Победители конкурса благотворительных программ – 2018

Компания Название программы Место
АО "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК) Победитель рэнкинга Первое  
ПАО АФК "Система" Победитель рэнкинга Первое  
"Сахалин энерджи инвестмент компани лтд." Победитель рэнкинга Второе  
ПАО «Ростелеком» Победитель рэнкинга Третье  
Лучшая программа, способствующая развитию инфраструктуры деятельности некоммерческих организаций, благотворительности и добровольчества в регионе присутствия компании  
KPMG (АО "КПМГ") Программа раннего вмешательства "Уверенное начало" Первое  
Группа компаний "Медси" Будь здоров с "Медси"! Второе  
ПАО "Вымпелком" Технологичные решения для благотворительности Второе  
UC Rusal Школа городских изменений Третье  
Лучшая программа (проект), раскрывающая принципы социальных инвестиций компании  
АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) Чегдомын плюс Первое  
UC Rusal Русал фестивAL Первое  
ПАО "Сибур холдинг" Формула хороших дел Второе  
"Сахалин энерджи инвестмент компани лтд" Сахалин: человек и море Второе  
Polymetal Сохранение оленеводства - сохранение этноса Третье  
АО "Ситибанк" Развитие трудоустройства молодых людей с инвалидностью в Москве, Санкт-Петербурге и Рязани Диплом  
Лучшая программа (проект), способствующая развитию волонтерства в России  
ПАО "Вымпелком" Программа "Потеряться - не значит пропасть", совместная с поисково-спасательным отрядом "Лиза Алерт" Первое  
ПАО "Русгидро" Программа наставничества по социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Молодая энергия" Второе  
ООО "Амвэй" Благотворительные квесты "Код счастья" и "Согревая добром" Третье  
Лучшая программа (проект), способствующая развитию образования в России  
ПАО «Ростелеком» Цифровое равенство Первое  
IBM Россия/ СНГ Цифровые технологии в российских университетах Второе  
ООО "Самсунг электроникс рус компани" IoT Академия Samsung Третье  
Лучший грантовый конкурс  
ПАО "Газпром нефть" Грантовый конкурс в составе программы "Родные города" Первое  
"Сахалин энерджи инвестмент компани лтд" Фонд социальных инициатив "Энергия" Второе  
ООО УК "Металлоинвест" Сделаем вместе! Третье  
АО "Объединенная металлургическая компания" Конкурс социальных и благотворительных проектов "ОМК-партнерство" Третье  
Лучшая программа, способствующая развитию социального предпринимательства в России  
АО "Ситибанк" Social Impact Award в России Первое  
УК "Металлоинвест" Школа предпринимательства Второе  
ООО "Пивоваренная компания "Балтика" Комплексная программа "Действуй без границ" Третье  
Лучшая программа, способствующая реализации целей устойчивого развития ООН  
"Сахалин энерджи инвестмент компани" План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области Первое  
ООО "Нордголд менеджмент" Конкурс социальных проектов в Окинском и Муйском районах Республики Бурятия Второе  
ПАО МТС Всероссийский творческо-благотворительный проект "Поколение М" Третье  
ООО "ИКЕА дом" За активное участие в первой номинации по целям устойчивого развития Диплом  
ПАО "Энел Россия" За активное участие в первой номинации по целям устойчивого развития Диплом  
Лучшая программа (проект), реализованная в партнерстве с другим бизнесом  
АО "Ситибанк" Помоги, не касаясь Первое  
АО "НПК Катрен" Программа сбора средств "Партнерская благотворительность" Второе  
"Эксон нефтегаз лимитед", "Сахалин энерджи инвестмент компани лтд" Программа мониторинга серых китов охотско-корейской популяции Третье  
За подход к оценке социальных результатов благотворительных проектов и программ  
ПАО "Газпром нефть" За подход к оценке социальных результатов благотворительных проектов и программ Первое  
ООО "Амвэй" За подход к оценке социальных результатов благотворительных проектов и программ Второе  
UC Rusal За подход к оценке социальных результатов благотворительных проектов и программ Третье  
ООО "Дж. Т. И. Россия" За оценку благотворительной деятельности Диплом  
Информационная открытость благотворительной деятельности  
АО "СУЭК"   Первое  
UC Rusal   Второе  
АО "Объединенная металлургическая компания"   Третье  
Специальные призы  
ООО "ИКЕА дом" За наибольший прогресс Специальный приз газеты "Ведомости"  
"Эксон нефтегаз лимитед" За концепцию и стратегию корпоративной благотворительности Специальный приз компании PwC  
ПАО "ГМК Норильский никель" За эффективность управления благотворительными программами Специальный приз "Форума доноров"  
Evraz За доброе сердце (категория – корпоративное волонтерство) Специальный приз KFC  
Сбросить сортировку

Спасая животных

Забота об экологии – обязательный элемент программы многих добывающих предприятий. Компания «Сахалин энерджи» представила в этом году на конкурс программу «Сахалин: человек и море» по спасению морских млекопитающих. На острове ежегодно возникают ситуации, в которых требуется помощь китам, дельфинам или иным обитателям моря: они запутываются в сетях, их выбрасывает на берег или в море попадает нефть из танкеров, объясняется в конкурсной заявке.

Руководитель отдела социальной деятельности компании Наталья Гончар рассказывает, что компания создала и обучила первую в России команду волонтеров для спасения морских млекопитающих из ветеринаров, биологов и спасателей. Инвестиции «Сахалин энерджи» в программу составили 1 млн руб. Грантополучателем и исполнителем проекта стала сахалинская областная общественная организация «Бумеранг». Спасателей обучали все лето. Им рассказывали, как действовать, когда кит запутался в рыболовных сетях или попал на мель, и как предотвратить получение им солнечных ожогов. Отдельно разбирались действия спасателей при встрече на берегу с тюленями и вопросы реабилитации щенков тюленей.

Сейчас подготовленные спасатели делятся знаниями с жителями Сахалина. По словам Гончар, проект показал, что вклад в сохранение природы могут вносить не только профессиональные экологи, но и обычные люди.

Собиратель лайков

Популярный тренд – обучение цифровой грамоте. Такие программы есть практически у всех телекоммуникационных компаний – участников рэнкинга. «Ростелеком» в 2017 г. провел конкурс «Изучай интернет – управляй им!» для 14 000 школьников и обучил работе в интернете 160 000 людей старшего поколения. Бюджет благотворительных программ «Ростелекома» в 2017 г. составил 162 млн руб.

А проект «Поколение М» компании МТС дает детям возможность учиться в любом уголке страны, рассказывает Екатерина Филатова, руководитель благотворительных программ МТС. По ее словам, сайт проекта напрямую связывает детей с лучшими педагогами страны в режиме онлайн. Они могут участвовать в столичных мероприятиях – от съемок в «Ералаше» до выставки детских работ в Третьяковской галерее. Все лайки, загруженные детские конкурсные работы и репосты МТС конвертирует в реальные деньги и направляет их на срочные детские медицинские операции. Таким образом были собраны средства на лечение 49 ребят, говорит Филатова. В 2017 г. МТС потратила на благотворительные проекты 612,7 млн руб. Для операторов связи обученное новым технологиям население в регионах – это дополнительные пользователи цифровых сервисов, а также квалифицированные кадры, считает Герасимова.

Крупные федеральные компании организуют благотворительную помощь в регионах системно, рассказывает Марина Михайлова, директор архангельского центра социальных технологий «Гарант». Проблема в том, что помощь эта неравномерна – благотворительные акции ограничиваются регионами присутствия компаний, считает Михайлова. А местные компании самостоятельно пока не способны справиться с благотворительными проектами: у них нет ни денег, ни организационного опыта.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать