Как эволюционируют программы корпоративной благотворительности

И как санкции повлияли на бюджеты
Цели проектов многих участников рэнкинга – обустройство малых городов, где находятся заводы компаний/ «Металлоинвест»

В этом году организаторы конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности» вновь столкнулись с тем, что компаний, готовых потратиться на благотворительность, с каждым годом все меньше: в 2016 г. в конкурсе участвовало 60 компаний, в 2017 г. – 52, а в 2018 г. – 46. Однако бюджеты на филантропию при этом растут: если в 2017 г. 45 компаний, предоставивших информацию о своем бюджете на благотворительные проекты, выделили 43,9 млрд руб., то в 2018 г. 41 компания, предоставившая информацию, потратила уже 50,6 млрд руб.

Самые большие бюджеты на благотворительность всегда были у крупных компаний и процесс концентрации средств на филантропию в руках лидеров продолжается, объясняет Александра Болдырева, исполнительный директор «Форума доноров». А Елена Малицкая, президент межрегионального общественного фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», говорит, что в регионах все больше растет разрыв в благотворительных бюджетах между крупными федеральными компаниями и местным региональным бизнесом. У местных компаний нет ни средств, ни опыта для системных вложений в филантропию. Поэтому в регионах самые яркие и интересные проекты в сфере благотворительности именно у подразделений крупных федеральных компаний, а не у местного бизнеса. Крупные компании смогли нарастить бюджеты на благотворительность во многом благодаря низкому курсу рубля: большинство этих компаний – экспортеры и доходы в валюте приносят им теперь больше рублей, говорит Болдырева. Многие связаны долгосрочными обязательствами перед местными властями, от которых не могут отказаться, несмотря на санкции и прочие неприятности, говорит Александр Шевчук, исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов. Региональные инициативы поражают разнообразием: от спасения китов на Сахалине, раздачи грантов предпринимателям до дистанционного обучения детей и развлекательных фестивалей.

Тренд нынешнего года – грантовые конкурсы, это гибкий инструмент, позволяющий выбрать самых достойных и поддержать их.

В этом году организаторы «Лидеров корпоративной благотворительности» добавили в рэнкинг самостоятельную номинацию «Лучший грантовый конкурс». Растет популярность корпоративного волонтерства. По оценкам Светланы Герасимовой, директора Центра корпоративной социальной ответственности МИРБИС, сейчас в корпоративном волонтерстве принимает участие примерно 20% всех сотрудников крупных компаний.

Вопреки санкциям

Некоторые участники конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности» оказались под санкциями. Но, как заявили «Ведомостям» представители компаний, это не стало основанием для сокращения бюджетов на филантропию. «Газпром нефть» с 2014 г. находится под санкциями Евросоюза, но в 2016 г. вложила в благотворительные проекты 4,1 млрд руб., а в 2017 г. – 4,3 млрд. Компания от комментариев отказалась.

UC Rusal в 2016 г. потратила на благотворительность 748,9 млн руб., а в 2017 г. – уже 1,3 млрд. Однако в 2018 г. компания попала под американские санкции. Вера Курочкина, заместитель гендиректора UC Rusal, говорит, что в условиях санкций UC Rusal изменила благотворительную деятельность, сделав больший акцент на программах обучения местного сообщества, например на «Школе городских изменений», и на развитии добровольческих программ. Компания пока не форсирует более капиталоемкие проекты, их реализация будет зависеть от того, будут санкции или нет, следует из слов Курочкиной. Благотворительный бюджет UC Rusal в 2017 г. увеличился из-за инвестиций в инфраструктуру регионов, где находятся заводы компании, и в проект борьбы с вирусом Эбола в Гвинее, сказала она.

В этом году, говорит Курочкина, компания провела в городах и поселках, где живут сотрудники, «Русал фестивAL», который включал и театральные выступления, и концерты, научные шоу, выставки, лекции и походы в кино. В нем участвовало 50 000 человек.

Компания «Фосагро» в мае этого года попала под украинские санкции. Однако, как уверяет ее представитель, санкции практически не затронули деятельность группы. Цели социальных инвестиций не изменились – создание комфортных условий труда для сотрудников и поддержка общественно значимых проектов в регионах присутствия. Бюджет в 2017 г. составил 1,57 млрд руб. против 1,45 млрд в 2016 г.

Перестроить город

Цели проектов многих участников рэнкинга – обустройство малых городов, где находятся заводы компаний. СУЭК, победитель рэнкинга, развивает девять направлений благотворительности, чтобы поддерживать высокое качество жизни сотрудников в регионах. В каждой программе участвуют и местные власти, и общественные организации, и население. Самый яркий проект, за который СУЭК получила первое место, – реформирование рабочего поселка Чегдомын в Хабаровском крае.

В Чегдомыне находится градообразующее предприятие «Ургалуголь», принадлежащее СУЭК с 2004 г. В поселке 12 000 жителей. Первые годы СУЭК ремонтировала больницы, закупала медицинское оборудование, реконструировала школы и ремонтировала дороги. А потом занялась образованием жителей – стала проводить семинары по технологиям социального проектирования и привлечению ресурсов под социальные проекты, а также семинары для предпринимателей. 18 безработных жителей защитили бизнес-планы, в поселке было создано 17 малых предприятий. Кроме того, СУЭК помогла привлечь 1,3 млн руб. государственных средств на развитие районной библиотеки. В 2017 г. СУЭК потратила на корпоративную благотворительность 1,3 млрд руб. – на 300 млн руб. больше, чем в 2016 г.

Компании пытаются активизировать местное население, понимая, что инициатива из повседневной жизни часто переносится на производство. Активный в социальной жизни сотрудник и в бизнес привносит креативность, заинтересованность, работает эффективнее, легче воспринимает инновации и сам иногда становится источником идей, говорит Игорь Соболев, советник гендиректора Фонда президентских грантов.

Спасая животных

Забота об экологии – обязательный элемент программы многих добывающих предприятий. Компания «Сахалин энерджи» представила в этом году на конкурс программу «Сахалин: человек и море» по спасению морских млекопитающих. На острове ежегодно возникают ситуации, в которых требуется помощь китам, дельфинам или иным обитателям моря: они запутываются в сетях, их выбрасывает на берег или в море попадает нефть из танкеров, объясняется в конкурсной заявке.

Руководитель отдела социальной деятельности компании Наталья Гончар рассказывает, что компания создала и обучила первую в России команду волонтеров для спасения морских млекопитающих из ветеринаров, биологов и спасателей. Инвестиции «Сахалин энерджи» в программу составили 1 млн руб. Грантополучателем и исполнителем проекта стала сахалинская областная общественная организация «Бумеранг». Спасателей обучали все лето. Им рассказывали, как действовать, когда кит запутался в рыболовных сетях или попал на мель, и как предотвратить получение им солнечных ожогов. Отдельно разбирались действия спасателей при встрече на берегу с тюленями и вопросы реабилитации щенков тюленей.

Сейчас подготовленные спасатели делятся знаниями с жителями Сахалина. По словам Гончар, проект показал, что вклад в сохранение природы могут вносить не только профессиональные экологи, но и обычные люди.

Собиратель лайков

Популярный тренд – обучение цифровой грамоте. Такие программы есть практически у всех телекоммуникационных компаний – участников рэнкинга. «Ростелеком» в 2017 г. провел конкурс «Изучай интернет – управляй им!» для 14 000 школьников и обучил работе в интернете 160 000 людей старшего поколения. Бюджет благотворительных программ «Ростелекома» в 2017 г. составил 162 млн руб.

А проект «Поколение М» компании МТС дает детям возможность учиться в любом уголке страны, рассказывает Екатерина Филатова, руководитель благотворительных программ МТС. По ее словам, сайт проекта напрямую связывает детей с лучшими педагогами страны в режиме онлайн. Они могут участвовать в столичных мероприятиях – от съемок в «Ералаше» до выставки детских работ в Третьяковской галерее. Все лайки, загруженные детские конкурсные работы и репосты МТС конвертирует в реальные деньги и направляет их на срочные детские медицинские операции. Таким образом были собраны средства на лечение 49 ребят, говорит Филатова. В 2017 г. МТС потратила на благотворительные проекты 612,7 млн руб. Для операторов связи обученное новым технологиям население в регионах – это дополнительные пользователи цифровых сервисов, а также квалифицированные кадры, считает Герасимова.

Крупные федеральные компании организуют благотворительную помощь в регионах системно, рассказывает Марина Михайлова, директор архангельского центра социальных технологий «Гарант». Проблема в том, что помощь эта неравномерна – благотворительные акции ограничиваются регионами присутствия компаний, считает Михайлова. А местные компании самостоятельно пока не способны справиться с благотворительными проектами: у них нет ни денег, ни организационного опыта.