Каналы Viasat покажут в России эксклюзивно сериалы «Плохой доктор» и «Чаки»

Таким образом группа надеется привлечь новую молодую аудиторию
Кадр из сериала «Плохой доктор»/ NBCUniversal

Группа компаний Viasat и NBCUniversal Global Distribution закрыли контентную сделку. В рамках двухлетнего контракта Viasat получит возможность эксклюзивного показа пяти проектов NBCUniversal на собственных платных тематических каналах и видеосервисе ViP Play, рассказали «Ведомостям» стороны. В сделку в том числе вошел один из самых ожидаемых в мире сериалов этого года – «Плохой доктор» (оригинальное название – Dr. Death, «Доктор Смерть»). Сумму контракта компании не раскрывают.

Каналы Viasat вещают в России с 2003 г., изначально бизнес развивала компания Viasat Broadcasting в составе шведского холдинга Modern Times Group. Однако в 2015 г. был принят закон, ограничивающий 20% участие иностранцев в российских СМИ. С 2016 г. российский бизнес Viasat контролирует «Национальная медиа группа» (80%), 20% сейчас принадлежит фонду Baring Vostok. Свои финансовые показатели группа не раскрывает.

Viasat – один из крупнейших игроков на рынке платного телевидения России по количеству телеканалов и по доле смотрения неэфирных каналов. Группе принадлежит 13 каналов, распространяющихся через кабель и спутник, – «TV 1000 Русское кино», TV 1000, TV Action и др. и пакет телеканалов ViP (ViP Serial, ViP Megahit, ViP Comedy и др.). По данным Mediascope, в январе – июне 2021 г. в среднем в день каналы семейства Viasat смотрело 1,72% телезрителей старше 4 лет, проживающих в крупных городах России (совокупная доля каналов). Рынок платного ТВ в 2020 г. вырос на 1,8% до 104,6 млрд руб., следует из данных исследовательской компании «ТМТ консалтинг».

Viasat также владеет видеосервисом ViP Play, его рыночная доля по итогам 2020 г. составила 0,01–0,02%, весь рынок – 61,96 млрд руб. (доходы онлайн-кинотеатров, сервисов телекомоператоров, соцсетей, платформ цифровой дистрибуции, агрегаторов и инфосервисов), следует из данных J’son and Partners Consulting. В эту оценку не включены доходы видеосервисов от дистрибуции подписки по b2b-модели (партнерские подписки).

Премьеры всех пяти сериалов состоятся в 2021 г. Они сначала выйдут на видеосервисе ViP Play, затем – на телеканале ViP Serial. В сделку помимо «Плохого доктора» вошли также сериал о кукле-маньяке «Чаки», основанный на сюжете популярной хорор-кинофраншизы, комедийный сериал «Молодой Скала» о детстве и юности рестлера и актера Дуэйна Джонсона, а также «Спасенные звонком» и «Курс биологии».

Кадр из сериала «Чаки» / Universal

После премьеры некоторые сериалы могут быть показаны на базовых каналах Viasat, однако какие именно, решение пока не принято, рассказала «Ведомостям» директор по лицензированию и контенту компании Анастасия Корчагина. Эти проекты привлекут новую молодежную аудиторию 25–30 лет на премиальные каналы пакета ViP и увеличат охваты, уверен генеральный директор группы Viasat Алексей Кроль (сейчас целевая аудитория премиальных каналов Viasat – это мужчины и женщины 25–49 лет, по данным самой компании). По его словам, сериалы из пакета NBCUniversal будут доступны как на собственной платформе Viasat, так и в подписке ViP Play у партнеров (видеосервисы Оkkо, «Кинопоиск HD», Megogo и др.).

Viasat могла заплатить за права $2–3 млн, в такой сумме была заинтересована NBCUniversal, знает топ-менеджер одной из российских медиакомпаний. У мейджоров есть минимальная цена входа в контрактные взаимоотношения, начинающаяся от $1 млн, говорит Михаил Ковальчук, гендиректор «Сигнал медиа» (занимается распространением тематических каналов компании «Цифровое телевидение»). Именно столько, как предполагает он, могли стоить сериалы, которые приобрела Viasat. Как считает Ковальчук, за счет приобретения пакета сериалов NBCUniversal группа Viasat вряд ли привлечет на свои каналы существенный объем новой аудитории.

«Сейчас мало произвести или приобрести единицу контента, – говорит Ковальчук. – Необходимо вложить еще немалые средства в продвижение. Также мировой тренд – отток аудитории премиальных сериальных телеканалов в онлайн-смотрение. Однако на российском рынке видеосервисов Viasat будет крайне трудно конкурировать одиночным сервисом ViP Play на переполненной поляне таких экосистем, как «Яндекс» (владеет видеосервисом «Кинопоиск HD»), «Сбер» (владеет видеосервисом Оkkо), МТС (владеет видеосервисом Kion), или же с сервисами, удерживающими аудиторию собственным производством, такими как Premier или Start».

Пакет сериалов NBCUniversal вряд ли станет серьезным драйвером подписок на каналы Viasat или видеосервис ViP Play, считает директор департамента ТВ и контента J’son and Partners Consulting Дмитрий Колесов: «Способствовать увеличению выручки эти сериалы действительно могли бы даже в рамках партнерской модели, но в том случае, если бы дистрибутировались на других платформах не в рамках подписки ViP Play, а как отдельные тайтлы по транзакционной модели».