«Время побеждать»: «Лейкерс», спорт и не только

Новый сериал HBO рассказывает историю знаменитой баскетбольной команды

Ноябрь 1991 г. В газетах пишут про Саддама Хусейна, а знаменитый баскетболист Эрвин «Мэджик» Джонсон (кинодебютант Квинси Исайя), узнав, что у него ВИЧ, задумчиво кусает губы в лос-анджелесской клинике. Действие переносится назад, в 1979 г., когда бизнесмен Джерри Басс (Джон Си Райли, известен по фильмам «Авиатор», «Банды Нью-Йорка»), вопреки здравому смыслу, решает купить баскетбольную команду «Лос-Анджелес Лейкерс». И вопреки мнению тренера Джерри Уэста (Джейсон Кларк, известен по фильму «Великий Гэтсби») еще и пригласить в нее молодого и пока еще прозябающего в мичиганской глуши «Мэджика» Джонсона.

Сделанный по книге спортивного писателя Джеффа Перлмана, сериал, премьера которого состоялась на Amediateka 7 марта, рассказывает историю «Лос-Анджелес Лейкерс» 80-х гг. Пилотный эпизод пригласили снимать режиссера Адама Маккея (сериал «Наследники», фильмы «Власть», «Не смотрите наверх»), чей резвый стиль, видимо, должен был задать тон всем последующим сериям.

Яркая картинка, быстрый монтаж, стремительные диалоги с афористичными репликами, хроникальные кадры мешаются с игровыми съемками. Чтобы было веселее, авторы везде, где только можно, стараются сломать «четвертую стену»: герои часто напрямую обращаются к зрителю, давая ему необходимые пояснения, а появление новых действующих лиц порой сопровождается титрами с ироничной характеристикой – «Фрэнк Мариани. Страдает изжогой» или «Джерри Уэст. Вечно всем недоволен».

Выглядит это, конечно, забавно, но такая избыточная и игривая повествовательная манера как будто не очень соответствует фабульному материалу. В первом по крайней мере эпизоде. Сюжетная линия «Мэджика» Джонсона пока представлена довольно поверхностно: самоуверенный парнишка попадает в мир больших денег и сомневается, а не бросить ли все это и не вернуться в колледж в родном Мичигане. Обретая уверенность в своих силах, он вызывающе ведет себя во время делового обеда: отвергает изысканную камбалу и требует бургер. Когда героя одолевают сомнения, он грустит в гостиничном номере и слушает ободряющие речи отца. Так как Джонсон темнокожий, авторы пару раз многозначительно заявляют расовую тему, но потом не знают, что с ней делать, и поэтому не делают ничего.

Героям нелегко сопереживать, а в историю трудно эмоционально вовлечься, потому что режиссер больше увлечен своим повествовательным стилем, чем предметом повествования. Впрочем, есть надежда, что рассказ оформится в нечто более увлекательное в следующих сериях, снятых другими режиссерами. Второй эпизод, например, поставил Джона Хилл (известен как режиссер, сценарист и продюсер фильма «Середина 90-х»).

Пока же внимание зрителя приходится удерживать иными способами. Например, эксплуатируя зрительскую любовь к шикарным 70-м, которые в последнее время, кажется, единогласно признаны в американской киноиндустрии самой привлекательной и киногеничной эпохой в истории человечества. Действие, правда, происходит уже под занавес десятилетия, но авторы все равно не собираются отказываться от такого козыря.

Мужчины в рубашках с широкими воротниками, особняк Playboy с вповалку спящими голыми моделями, машины с открытым верхом и соответствующий историческому колориту саундтрек. В кадр заходят реальные исторические фигуры, показанные с большей или меньшей – в зависимости от авторских симпатий – степенью гротеска. Анекдотический эпизод на съемочной площадке легендарной комедии «Аэроплан», где в качестве специально приглашенной звезды снимался баскетболист Карим Абдул-Джаббар, мог бы быть, пожалуй, поостроумнее. Но зато Джейсон Кларк очень смешон в роли истеричного тренера Уэста.

Кастинг в сериале щедрый: кроме вышеназванных, тут снимается Габи Хоффман (известная по недавнему «Камон Камон»), а в следующих эпизодах должны появиться Эдриан Броуди и, например, Джейсон Сигел («Как я встретил вашу маму»). Первая серия, собственно, и выезжает во многом на обаянии актеров, прежде всего Джона Си Райли, человека с самыми добрыми глазами на свете, и ради актерских работ вполне можно простить сериалу многие огрехи повествования.

Рассказывая историю «Лейкерс», авторы говорят не только о спорте, но также стараются создать целостный портрет эпохи. Поэтому «Время побеждать» может быть интересно отнюдь не только любителям баскетбола.