Онлайн-школы фиксируют отток учеников

Падение рынка EdTech по итогам 2022 года может составить до 50%, прогнозируют участники рынка
Среди основных причин оттока учеников – проблемы с получением потребительских кредитов и рассрочек в банках / Владимир Трефилов / РИА Новости

EdTech-компании фиксируют отток учеников, рассказали «Ведомостям» участники рынка. В среднем по рынку продажи курсов упали в моменте на 30%, оценивают в аналитическом агентстве Smart Ranking. Наибольшее снижение наблюдается в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО): в зависимости от компании оно достигает от 20 до 50%, сообщили «Ведомостям» топ-менеджеры онлайн-школ «Нетология», EdPro и холдинга Ultimate Education (входят онлайн-школы XYZ, Bang Bang Education и др.).

По итогам 2021 г. EdTech-рынок вырос на 70% до 73 млрд руб., следует из отчета Smart Ranking. На сегмент ДПО, который является крупнейшим, за указанный период пришлось 32,8% рынка, или 24,2 млрд руб. Онлайн-школы, специализирующиеся на ДПО, позволяют освоить новую профессию или приобрести дополнительную квалификацию людям, которые получают или уже имеют среднее профессиональное или высшее образование. Среди основных направлений курсов ДПО – IT-специальности, управление и финансы, интернет-маркетинг и реклама, дизайн и др. У лидера сегмента, Skillbox Holding Limited, вилка стоимости курсов по профессиям составляет от 47 725 до 381 685 руб., убедился корреспондент «Ведомостей».

В совокупности продажи компании «Нетология» упали на 50%, говорит ее генеральный директор Марианна Снигирева. Сильнее всего спрос снизился на курсы интернет-маркетинга: «В один день перестали быть актуальны программы обучения, которые включают работу с социальными сетями, настройкой контекстной и таргетированной рекламы».

Управляющий партнер онлайн-академии EdPro Сергей Астафьев отмечает, что компания фиксирует падение продаж до 40% во всех направлениях ДПО, за исключением нутрициологии. Управляющий директор холдинга Ultimate Education Никита Подлипский рассказал о снижении совокупной выручки онлайн-школ на 20–25%. «Сейчас мы наблюдаем ощутимый спад продаж у наших образовательных проектов в части гуманитарных профессий, маркетинга и дизайна», – говорит он. Представители Skillbox Holding Limited (контролирующий акционер – VK) и «Яндекс.Практикума» (принадлежит «Яндексу») отказались от комментариев.

Среди основных причин оттока учеников, по словам топ-менеджеров EdTech-компаний, – проблемы с получением потребительских кредитов и рассрочек в банках: ставки по ним выросли в 3–5 раз после повышения базовой ставки ЦБ с 9,5 до 20%, а процент одобрений заявок снизился. Если ранее кредитные заявки учеников онлайн-школ проходили одобрение в 70–75% случаев, сейчас этот показатель снизился до 30–40%, отмечают топ-менеджеры EdTech-компаний.

Для онлайн-школ это серьезный вызов: в холдинге Ultimate Education на кредиты и рассрочки приходится до 40% продаж, у EdPro этот показатель составляет 40–50% выручки. По словам Снигиревой, доля оплат в кредитах у «Нетологии» раньше находилась в пределах 50%, а сейчас упала до 10%.

Еще одна причина падения продаж связана с проблемами оплаты курсов клиентами из других стран. Международные платежные системы Visa и Mastercard перестали поддерживать операции в России с 10 марта. В среднем у опрошенных «Ведомостями» EdTech-компаний иностранцем является каждый пятый ученик.

Отключение рекламы на крупных платформах и блокировка зарубежных социальных сетей тоже сильно повлияли на отток аудитории, отмечают в EdTech-компаниях. Оставшиеся доступными в России рекламные инструменты могут заменить максимум 30–40% тех возможностей, которые давали Google и YouTube, а также соцсети Facebook, Instagram (входят в Meta, признана в России экстремистской организацией и запрещена) и TikTok, считает директор по инвестициям корпорации «Синергия» Сергей Четвериков. Эксперт прогнозирует, что в целом по отрасли затраты на интернет-маркетинг упадут минимум на 40–50%. Основатель агентства Smart Ranking Дарья Рыжкова, напротив, считает, что расходы на маркетинг вырастут из-за перераспределения бюджетов на доступные площадки, но их эффективность снизится: «Выиграют проекты с большой клиентской базой и уже сформированными сообществами».

До введения экономических санкций международная экспансия была одной из основных точек роста российских EdTech-компаний: по итогам 2021 г. почти треть онлайн-школ, по данным агентства Smart Ranking, либо уже работали в других странах, либо активно занимались разработкой планов по экспансии, следует из отчета агентства. Сейчас, согласно опросу Smart Ranking, 55% EdTech-компаний пересматривают планы по экспансии в зарубежные страны.

Также на EdTech-рынке может резко снизиться инвестиционная активность, хотя ранее в него вкладывали средства в том числе непрофильные инвесторы, сходятся во мнении участники рынка. В 2021 г. на российском EdTech-рынке было заключено 19 сделок (данные по которым раскрывались) на общую сумму более чем $170 млн, следует из данных Smart Ranking. Крупнейшая – $50 млн – приобретение доли (ее размер не раскрывался) в платформе онлайн-курсов GetCourse фондом Winter Capital (ключевой инвестор фонда – «Интеррос» Владимира Потанина) совместно с инвестбанком Goldman Sachs (объявил об уходе с российского рынка в марте 2022 г.) и фондом Baring Vostok.

Вероятное снижение инвестиций в российский EdTech-рынок связано с тем, что сейчас непонятно, как инвесторы смогут получить возврат своих инвестиций, предполагает управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский. При этом будет наблюдаться консолидация небольших игроков, которым сложно в одиночку сохранять конкурентоспособность в текущей социально-экономической ситуации, считает Четвериков.

В итоге рынок EdTech в 2022 г. может снизиться, прогнозируют эксперты и участники рынка. Директор «Актион.Университета» Илья Курмышев предполагает, что падение составит до 20%, управляющий партнер онлайн-академии EdPro допускает более пессимистичный прогноз – снижение продаж на 50%. О возможной потере половины рынка в денежном выражении говорят и в Smart Ranking.