«Два холма»: жизни мужчин важны?

На видеосервисе Start состоялась премьера комедийной антиутопии о мире, в котором правят женщины
Кадр из сериала / START

В 2030 г. некий вирус убил 99% мужского населения. Женщины немного погоревали, а затем построили общество по своим правилам. Переселились из высоток мегаполисов в компактные экогородки, победили глобальное потепление, увеличили продолжительность жизни, научились создавать искусственную пищу и заменили отчества матчествами. Выжившая мужская часть популяции разделилась на две категории. Одни свыклись с новым дивным миром и стали «хранителями семени», необходимыми для воспроизводства потомства. Другие с отвращением к такой участи ушли прочь и начали жить по-своему, по-мужски – в варварстве и антисанитарии. Такова закадровая предыстория.

2140 год, идиллический городок Два холма. Молодая учительница Рада Еленовна (Пелагея Невзорова, известная по сериалам «Улица» и «Война семей») везет стайку учениц на экскурсию в место, которое ранее было Москвой, – показать, как живут эти дикари мужчины. Довольно нелепые обстоятельства сводят ее с парнем по имени Гера (Никита Кологривый, известный по сериалу «Пищеблок» и по фильму «Майор Гром: Чумной Доктор») – вроде не таким уж и диким, даже симпатичным. Затем уже Гера в результате череды все тех же нелепых обстоятельств оказывается в Двух холмах в новом для себя статусе – «хранитель семени».

У женщин царят тотальный контроль и высокие технологии, у мужчин преобладает бардак с элементами племенной демократии. Женщины мерятся социальным рейтингом, мужчины – величиной пенисов. Мужскому обществу недостает цивилизованности, зато женскому – свободы и искренности. Едва оказавшись в Двух холмах, Гера берет шефство над порабощенными женским миром «хранителями семени» и учит их этой самой свободе: свободе пукать без спроса где попало, писать на улице и мастурбировать. Неотвратимо назревает революция и радикальная переоценка всех ценностей.

Кадр из сериала /START

Впрочем, кажется, что гендерная оппозиция мужского/женского тут отчасти для отвода глаз и сквозь нее проглядывает другое, более фундаментальное противопоставление. Уютный мир Двух холмов с его матриархатом, женственными мужчинами, культом йоги, психологии и Греты Тунберг – это, конечно же, пародийный портрет западной либеральной утопии, как ее видят авторы сериала. А мужской мир, представляющий собой нечто среднее между разбойничьей слободой и гаражным кооперативом, – это, понятное дело, русский постапокалипсис.

Изображенный с такой же степенью гротеска, он тем не менее вызывает не удивление, но однозначное узнавание: да, все это нам хорошо знакомо. И фанерные сарайчики с залежами хлама. И пьяные посиделки под «русский рок». И даже ностальгические воспоминания о том, как давным-давно ты прошел «Ведьмак 3» – последнюю по-настоящему хорошую игру, а потом все игры пошли с феминизмом и прочей скучной инклюзией, видать, и впрямь конец света какой-то приключился.

Идея о том, что, если отдать мир женщинам, они создадут в нем лучезарный тоталитарный рай, а оставшиеся без надзора мужчины, напротив, моментально скатятся в жестокий и веселый хаос, неоднократно затрагивалась ранее и другими творцами. Этого так или иначе, в частности, касалась знаменитая «Сексмиссия» Юлиуша Махульского, об этом же и не менее знаменитый эпизод «Воспитание Газорпазорпа» из первого сезона «Рика и Морти» – источники, из которых авторы «Двух холмов», не особо стесняясь, черпают идеи для своего оригинального, как настаивают вступительные титры, сериала.

Кадр из сериала /START

Над сериалом работала та же команда сценаристов, что придумывала сериалы «Кухня» и «Отель «Элеон». По формату это вполне себе ситком, по жанру – помесь секс-комедии и социальной сатиры. Для секс-комедии здесь, пожалуй, не хватает фривольного обаяния, без которого происходящее на экране обычно легко скатывается в похабщину. А для социальной сатиры «Двум холмам» заметно недостает остроумия. Иронично изображая комплекс современных «прогрессивных» идей, авторы плотно утрамбовывают свой рассказ соответствующими триггерами. Начиная с обильного использования феминитивов и имени Греты Тунберг, которая поминается тут к месту и не к месту. И заканчивая лозунгом «Жизни мужчин важны», с которым выходит на акцию протеста бабушка Рады – зеленоволосая художница-акционистка Зоя (Жанна Эппле, известная по сериалам «Белые одежды» и «Бальзаковский возраст»).

Авторы, видимо, ожидают, что простого набора отсылок к актуальным темам будет вполне достаточно и фрустрированный феминистской и экологической идеологией отечественный зритель будет весело ухахатываться каждый раз, как услышит, например, слово «полицейка». Слово, конечно, забавное, но все же сериал, несомненно, выиграл бы, будь в нем получше прописаны шутки, юмористические сцены и сюжетные ходы. Несмотря на это, «Два холма» будет интересен тем, кто неравнодушен к легкомысленным комедиям, ироничным высказываниям на актуальные темы и сатирическим социальным обобщениям.