В кинотеатрах будут показывать сериалы

Помочь с контентом готовы видеосервисы
Премьера комедийной антиутопии «Два холма» о мире, в котором победил матриархат, состоялась на Start в конце апреля этого года. / Start

9 июня в прокат выйдет киноверсия сериала «Два холма», обнаружил корреспондент «Ведомостей» при ознакомлении с анонсами релизов на сайте «Кинопоиск». Этот сериал – оригинальный проект видеосервиса Start. Представитель Start подтвердил информацию о планируемой кинопремьере, отметив, что зрители кинотеатров увидят первые эпизоды «Двух холмов».

Премьера комедийной антиутопии «Два холма» о мире, в котором победил матриархат, состоялась на Start в конце апреля этого года. Над созданием проекта работали генпродюсеры Yellow, Black & White (YBW), известные как создатели фильма «Холоп», ставшего самым кассовым в истории российского кинопроката. С момента начала показа «Два холма», по данным Start, по подписке посмотрели 600 000 домохозяйств.

Прокатчиком «Двух холмов» стала компания «Централ партнершип» (ЦПШ) – крупнейший дистрибутор российских фильмов. Решение о выпуске проекта в кинотеатрах, как рассказал «Ведомостям» гендиректор ЦПШ Вадим Верещагин, было принято на основе успешного старта в онлайн, а также исходя из жанра проекта – комедия: «Сейчас в кинопрокате наблюдается дефицит качественного развлекательного контента».

«Выпуская «Два холма» в кинотеатральный прокат, мы пробуем новые форматы дистрибуции наших оригинальных проектов, – пояснил решение генпродюсер YBW, совладелец Start Эдуард Илоян. – Но самое главное, я считаю, что в сложившейся ситуации лучшие отечественные онлайн-кинотеатры должны поддержать офлайн-кинотеатры, разнообразив и наполнив их репертуар».

Взлеты и падения киноверсий сериалов

Продюсеры и ранее экспериментировали с выпуском сериалов в кинопрокат. Самый успешный опыт – франшиза «Гоголь», три эпизода которой вышли в кинотеатрах в 2017–2018 гг. и в совокупности собрали более чем 1,3 млрд руб., а впоследствии сериал был показан на канале ТВ3. 
Вышедший годом спустя «Аванпост», в основе которого одноименный сериал, был не столь коммерчески успешен. Сборы этой киноверсии составили всего 164 млн руб., его телепремьера также состоялась на ТВ3 и после выхода в кино.

В марте голливудские мейджоры – Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount приостановили выпуск своих киноновинок в России, и отечественные кинотеатры столкнулись с дефицитом контента. Именно на зарубежный контент ранее приходилась львиная доля российского бокс-офиса. В 2021 г. кассовые сборы в России составили, по данным государственного Фонда кино, 40,7 млрд руб., лишь 10,4 млрд руб. из них принесли отечественные кинокартины. Сейчас кинотеатры показывают киноленты российских продюсеров, независимых студий из Европы и США, а также фильмы индийских и азиатских режиссеров.

На прошлой неделе ЦПШ выпустила в ограниченный, а со 2 июня – в широкий прокат фильм «Манюня» – киноверсию оригинального сериала по одноименной книге Наринэ Абгарян другого видеосервиса – Okko. Ее создатели – братья Гевонд и Сарик Андреасян. Премьера этого проекта состоялась на Okko в сентябре 2021 г. Сериальная версия «Манюни» имела успех у зрителей – в онлайн ее посмотрели, по данным Okko, около полумиллиона домохозяйств.

В ситуации дефицита контента, как отмечает президент киносети «Каро» Ольга Зинякова, кинотеатры пробуют разные форматы, в том числе показ на большом экране сериалов. Спросом, как уверена она, в первую очередь будут пользоваться те проекты, где за контентом стоит какой-то очень известный первоисточник, как, например, «Манюня»: «Второе – это масштаб: он должен выглядеть достойно на большом экране с точки зрения качества картинки и иметь широкую рекламную кампанию, чтобы зацепить кинозрителя. И третье – это жанр. Прямо сейчас зрители идут в кинотеатр за позитивом, поэтому комедийный жанр будет работать лучше».

Для сохранения киноотрасли объем сборов российского кино должен составлять 20–25 млрд руб. в год, т. е. в 2–2,5 раза больше показателей 2021 г., считает Зинякова. В моменте отечественные кинопродюсеры, конечно, не смогут выпускать существенно больше фильмов, но уже с 2023 г. их в прокате должно быть достаточное количество, уверен Верещагин из ЦПШ.

Сотрудничество онлайн и офлайн будет только расширяться, прогнозирует топ-менеджер «Каро»: «Сейчас мы ознакомились с сеткой текущих и будущих проектов практически всех онлайн-платформ, и среди них есть тайтлы, которые совершенно точно будут успешны в широком прокате».

О планах выпустить в кинопрокат свои оригинальные проекты рассказали «Ведомостям» в видеосервисах Okko, Premier и Kion.

«Мы видим заинтересованность в оригинальном контенте Okko со стороны кинотеатров, и сейчас мы рассматриваем различные варианты проката нашего контента. Как уже представленного, так и находящегося в стадии постпродакшна. Летом мы рассчитываем показать сразу несколько таких проектов», – рассказал «Ведомостям» представитель этого видеосервиса.

Premier прорабатывает возможность специальной кинопрокатной фильмовой версии для наших проектов, которые заходят в производство, говорит заместитель гендиректора этого видеосервиса Макар Кожухов. Но, как отмечает он, для того чтобы из сериала сделать фильм, такая опция должна все же быть заложена на этапе сценария.

«Текущие эксперименты на рынке, связанные с выпуском в прокат сериального формата, скорее инструмент маркетинга для стримингов – владельцев прав, об эффективности которого пока говорить рано», – резюмировал Кожухов.

Выпуск оригинальных проектов в кинотеатрах даст видеосервисам скорее дополнительные возможности для маркетинга, соглашается с Кожуховым Александр Нечаев, главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика». «А для кинотеатров, которые остались сейчас фактически без нормального контента, это, в свою очередь, дает возможность поставить в расписание хоть какой-то узнаваемый бренд. Как, к примеру, «Манюня».

Кинотеатры и видеосервисы многие годы были заклятыми друзьями, а предметом их разногласий являлся размер «цифрового окна» – отрезка времени между выходом в кинопрокат и онлайн, напоминает главный редактор портала kino-teatr.ru Жан Просянов: «Очевидно, что в тех реалиях, в которых оказались и видеосервисы, и кинотеатры в ситуации введенных в отношении России санкций, им, как тем двум боксерам на ринге, после боя ничего не остается, как обняться, чтобы не дать друг другу упасть».