Основатель «Каро» Пол Хет с партнерами запустили обучающую платформу для детей

Создатели Vidux хотят занять пустующую нишу культурного образования
Основатель киносети «Каро» Пол Хет/ Владимир Смирнов / ТАСС

Основатель и совладелец «Каро» Пол Хет и президент этой киносети Ольга Зинякова запустили первую в России edutainment (образовательно-развлекательную) онлайн-платформу для детей Vidux. Об этом рассказала «Ведомостям» Зинякова, уточнив, что в данном случае она и Хет выступают как инвесторы проекта. Управлять Vidux будет команда менеджеров под руководством маркетолога и искусствоведа Тамары Волковой. Размер инвестиций в проект партнеры не раскрыли.

ООО «Видукс» зарегистрировано в октябре 2021 г., следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс». Хету и Зиняковой принадлежат доли по 42,5% в этом ООО, еще у 15% – у Волковой.

«Каро» – четвертая по величине киносеть России, в ее управлении на апрель 2022 г. находится 36 кинотеатров на 227 кинозалов, следует из данных исследовательской компании «Невафильм Research».

Целевая аудитория Vidux – дети от 4 до 16 лет и их родители. На платформе уже размещено более 100 уроков продолжительностью от 10 до 40 минут. Это оригинальный контент платформы и каталог планируется расширять, отметила Зинякова. Уроки адаптированы по уровню сложности для разных возрастных групп, на каждом из них указана соответствующая маркировка, убедился корреспондент «Ведомостей». Тематические направления – история балета и кино, классическая музыка, живопись, архитектура, медицина, экология и т. д.

«В мире есть сайты, где точечно представлены классы по точным наукам или школьным предметам. Но тех, которые включали бы в себя уроки культурного образования, развития эмоционального интеллекта, творческих дисциплин, созданные как авторские курсы в развлекательном формате, онлайн сейчас не представлено. Кроме того, контент на открытых площадках, вроде YouTube, не всегда бывает безопасным или просто некачественный. Наша задача – сделать абсолютно безопасную платформу, где дети могли бы найти ответы на любой вопрос», – поясняет идею проекта Волкова.

Основная модель монетизации Vidux – подписка стоимостью от 3950 руб. в месяц. Также доступна покупка отдельных уроков и курсов, часть занятий бесплатные. Внедрения рекламной модели в планах нет. Но в перспективе, говорит Зинякова, планируется развивать и направление продаж лицензионных игрушек и товаров. На сайте уже есть возможность заказать готовые наборы для уроков по керамике, стрит-арту и т. д.

Партнеры, по словам Зиняковой, рассматривают и привлечение стратегических инвесторов под масштабирование проекта. «Пока идут переговоры. Под масштабированием подразумеваются выход и работа на других рынках, где широко представлено русское комьюнити», – резюмировала она.

Дошкольное и школьное образование, в том числе дополнительное, – самые привлекательные для инвесторов сегменты российского edtech-рынка, следует из исследования компаний «Нетология» и Data Insight за 2021 г. Специализирующиеся на этом компании в 2021 г. привлекли 79% из общих $149,2 млн инвестиций в edtech-рынок.

Но инвесторы переключились от стартапов к продвинутым проектам. Как отмечается в исследовании, если в 2017 г. на сделки ранних стадий (pre-seed и seed) приходилось 30% инвестиций, то в 2021 г. – только 1%. «Это общий тренд, характерный для российского венчурного рынка в целом. Снижение сделок ранних стадий происходит, поскольку в России практически не осталось организаций, которые бы работали на повышение плотности стартап-экосистемы», – резюмируют авторы исследования.

Инвесторы, как следует из исследования, чаще всего инвестируют в контентные проекты по подписке или продаже курсов. На проекты, работающие по такой модели, пришлась почти половина всего объема инвестиций и треть сделок в 2020–2021 гг. Среди них приложение для изучения английского языка для детей от 4 до 10 лет MyBuddy.ai, стартап в 2020 г. привлек от Leta Capital $1 млн. Платформа «Синхронизация» по искусству, культуре и науке привлекла $2,25 млн от бизнес-ангелов.

Инвестиции в Vidux могли составить до 50 млн руб., оценивает директор детского направления онлайн-кинотеатра Start Олеся Мясникова. «Сумма зависит от количества человек в команде, работают ли они на аутсорсе или в штате, какой объем контента планируется на платформе и т. д.», – пояснила она.

Ниша детского онлайн-обучения искусству, балету, архитектуре и т. д., по словам Мясниковой, действительно еще не занята. Масштабных образовательных онлайн-проектов для детей в сфере культуры и творчества сейчас нет, согласен директор по продукту для средней и старшей школы образовательной онлайн-платформы для школьников «Учи.ру» Рамиль Альшин. Направление по обучению гибким навыкам может оказаться перспективным, отметил он, сославшись на «высокую востребованность» подобных курсов на «Учи.ру».

В то же время цена подписки, считает Мясникова, достаточно высокая. «Среди похожих проектов в этой нише есть, например, детский образовательный сайт «Чевостик» (базовая стоимость – 4600 руб. в год. – «Ведомости»). В регионах будет сложно мотивировать людей потратить подобную сумму, а значит, это снизит охват, количество подписок и, как следствие, инвестиций в проект», – резюмировала топ-менеджер Start.

Альшин также счел стоимость подписки одним из «возможных подводных камней» для проекта. «Бюджет [семьи] на дополнительное образование ребенка не безграничен и в приоритете зачастую оказываются услуги репетитора, обучение иностранным языкам и образовательные платформы с курсами по предметам школьной программы», – резюмировал он.

Исходя из довольно внушительной стоимости подписки, до февраля 2022 г. можно было бы сказать, что целевая аудитория Vidux – это средний класс, жители мегаполисов, заметил директор Института современных медиа Кирилл Танаев. «Сейчас все пересматривают свои расходы, в том числе на образование. Приоритетом, вероятно, все же будут прикладные знания. К примеру, подготовка к ЕГЭ и иностранные языки», – считает эксперт. По его мнению, создателям Vidux необходимо очень четко определиться с аудиторией и вести маркетинговую кампанию с привлечением лидеров общественного мнения, которые вызывают доверие и обладают компетенциями в тематике проекта.