Ирландские владельцы приложения цифровых книг Bookmate уходят из России

Но сервис с таким названием может продолжить работу в СНГ под «Яндексом»
Ирландские владельцы сервиса цифровых книг Bookmate уходят из России. Но сервис с таким названием может продолжить работу в СНГ под управлением «Яндекса»/ Евгений Разумный / Ведомости

Ирландская компания Bookmate Limited, владеющая одноименным сервисом цифровых книг, может прекратить свою деятельность на российском рынке. Об этом «Ведомостям» рассказал собеседник, знакомый с условиями недавней сделки ирландской компании с «Яндексом». Топ-менеджер книжного издательства также сообщил «Ведомостям», что слышал о возможном уходе Bookmate из России.

О каком именно сроке выхода владельцев сервиса из российского бизнеса может идти речь, источникам не известно. Bookmate на данный момент работает в обычном режиме – все три тарифа годовой подписки Bookmate («Премиум», «Книги» и «Аудио») доступны российским пользователям, убедился корреспондент «Ведомостей». Гендиректор Bookmate в России Андрей Баев отказался от комментариев.

Летом этого года Bookmate начал распродавать свои активы в России. В конце июня была закрыта сделка с «Яндексом», в результате которой интернет-компания получила лицензию на использование технологической платформы сервиса в СНГ, писали «Ведомости» 30 июня. Также в «Яндекс» перешла часть команды Bookmate, чтобы «помогать внедрять разработки в ее инфраструктуру», говорил тогда «Ведомостям» Баев. Представитель сервиса уточнял, что «Яндекс» не приобретал Bookmate или долю в его юрлице.

А в августе сменился владелец у независимых издательств Popcorn Books и Individuum. До сделки, как указано в «СПАРК-Интерфаксе», 51% ООО «Индивидуум принт» (юрлицо издательства) владело Bookmate Limited, еще 49% принадлежали сооснователю издательства Алексею Докучаеву. В ООО «Попкорн букс» Bookmate Limited принадлежало 65,5%, Докучаеву – 24,5%, Баеву – 10%.

Оба издательства приобрел совладелец объединенной книжной сети «Читай-город – Буквоед» Денис Котов.

«После продажи платформы «Яндексу» теперь именно последний будет развивать Bookmate в России, а Баев с командой сосредоточатся на проектах в Европе и Азии», – говорит собеседник «Ведомостей» в книжном издательстве. По информации источника «Ведомостей», знакомого с условиями сделки с «Яндексом», эта компания также получила права на бренд Bookmate на территории СНГ. Представитель «Яндекса» отказался от комментариев.

«Яндекс» уже владеет медиаактивами. В 2018 г. он запустил видеосервис «Кинопоиск». По итогам января – июня 2022 г. с долей 24% этот онлайн-кинотеатр, как следует из данных исследовательской компании «ТМТ консалтинг», стал лидером рынка видеосервисов (весь рынок за указанный период – 25,6 млрд руб.). Также «Яндексу» принадлежат музыкальный сервис «Яндекс.Музыка» (занимал 51,6% рынка музыкального стриминга по итогам 2020 г., по данным J’son & Partners, данных за 2021 г. пока нет) и другие медиаактивы. 

Что такое Bookmate

Bookmate в 2010 г. основали британец Саймон Данлоп и россиянин Виктор Фрумкин. На данный момент российское юрлицо книжного сервиса – ООО «Букмейт» полностью принадлежит ирландской компании Bookmate Limited, следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс». В 2021 г. выручка этого ООО по РСБУ составила 205,4 млн руб., чистый убыток – 137 000 руб. Каталог сервиса насчитывает порядка 1,8 млн цифровых книг, указано на его сайте. В России Bookmate сотрудничает с крупными издательскими группами, такими как «Альпина», «Азбука-Аттикус», среди зарубежных партнеров сервиса – HarperCollins, MacMillan, Egmont Books и др.

Продажа технологической платформы и переход части команды в другую компанию – это стандартная схема сделки M&A в IT-отрасли, поэтому закономерно, что ирландские владельцы Bookmate использовали именно ее для ухода с российского рынка, считает аналитик по телекоммуникациям и медиа Райффайзенбанка Сергей Либин.

Сохранение прав на бренд Bookmate – важный элемент сделки: это позволит «Яндексу» на начальном этапе удержать долю лояльных подписчиков на рынке, без них проект может быть не интересен книжным издателям, уверен член комитета по цифровой трансформации РКС Максим Рябыко. Шеф-редактор журнала «Книжная индустрия» Елена Соловьева уточнила, что большую часть аудитории книжного сервиса составляют читатели самиздат-литературы.

Почти все опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что под управлением «Яндекса» Bookmate сможет увеличить свою долю на рынке в 2–2,5 раза (с текущих 10%, по данным самой компании. – «Ведомости») до 20–25% уже в течение ближайших двух лет. Весь рынок цифровых книг в 2021 г., согласно оценке «Эксмо-АСТ», почти достиг отметки в 10,9 млрд руб.

Книжный сервис хорошо дополнит подписку «Яндекс.Плюс», а сама подписка, в свою очередь, позволит удвоить долю Bookmate на рынке, уверен Либин: «Но вряд ли «Яндекс» будет делать большие вложения в развитие сервиса – книжный рынок не такой большой и быстро растущий, как другие рынки медиасервисов».

Рябыко согласен с прогнозом по удвоению доли рынка Bookmate: «Яндекс» – одна из ключевых компаний на рынке интернет-рекламы, поэтому Bookmate под его управлением сможет усилить продвижение в digital и увеличить свой трафик на сайте. Но, чтобы включить подписку Bookmate в «Яндекс.Плюс», отмечает он, нужно это согласовать с издателями: «А с этим могут возникнуть сложности, так как издатели могут расценивать снижение стоимости подписки как девальвацию ценности контента в глазах читателей». 

Сейчас подписка на Bookmate стоит 399–499 руб./мес. в зависимости от тарифа, а стандартная подписка на «Яндекс.Плюс» – 199 руб./мес., убедился корреспондент «Ведомостей».

Экосистемная подписка позволит Bookmate нарастить долю на рынке цифровых книг до 25% и составить конкуренцию «Литрес» (занимает 66% рынка, по данным самой компании), считает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. Но это случится, только если «Яндекс» усилит компетенции по созданию каталога книг и работе с ним, добавляет он. С каталогом, по мнению Казаряна, связаны и ключевые риски для развития книжного сервиса: из-за СВО на Украине книжные издательства и сервисы в России испытывают сложности с контентом зарубежных правообладателей.