Почти 40% зрителей стали реже посещать кинотеатры после ухода Голливуда

В российских фильмах они хотят видеть нетривиальные сюжеты и новых актеров
Чтобы российское кино стало лучше, сюжет в них должен быть нетривиальным и непредсказуемым, считают 11% (самый популярный ответ) участников исследования
Чтобы российское кино стало лучше, сюжет в них должен быть нетривиальным и непредсказуемым, считают 11% (самый популярный ответ) участников исследования / Евгений Разумный / Ведомости

Больше половины зрителей – 54% – сохранили частоту походов в кинотеатры, после того как голливудские мейджоры прекратили выпуск своих новинок в России, следует из данных исследования холдинга «Цифровое телевидение» и трекера «Кинозритель» (совместный проект аналитического агентства Wanta Group и Фонда кино). 39% стали ходить в кино реже, а 7% чаще, чем в прошлом году.

Исследование проводилось в июне методом опроса зрителей на выходе из кинозалов в крупнейших городах по посещаемости кинотеатров– Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Краснодаре. Всего в нем приняли участие 1780 человек.

В марте голливудские киностудии Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount приостановили выпуск своих новинок в России из-за СВО на Украине. Они формировали львиную долю кинокассы в нашей стране. В 2021 г. на сборы зарубежных кинолент (преимущественно Голливуда) пришлось 74,4% от всего бокс-офиса страны, составившего 40,7 млрд руб. В марте – июне 2022 г. российский бокс-офис упал почти в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составил почти 6,1 млрд руб., следует из данных отраслевого издания «Бюллетень кинопрокатчика».

Наибольшее падение интереса к кинотеатрам авторы исследования фиксировали у кинозрителей в возрасте 25–34 лет и жителей Москвы: снижение частоты походов в кино в сравнении с прошлым годом составило 54 и 45% соответственно. Интерес к кинопоказу сохранился у подростков (12–17 лет): у этой категории самый существенный показатель роста по сравнению с другими – 10%. Наиболее постоянной аудиторией кинотеатров стали россияне старше 45 лет, 66% респондентов этой группы сообщили, что ходят в кино с такой же частотой, как и годом ранее.

Помимо российских киноновинок и фильмов ушедших голливудских мейджоров, как следует из данных исследования, посетители российских кинотеатров в большинстве случаев хотели бы смотреть новое европейское кино. Так ответили 37% респондентов (в ходе опроса принималось до трех вариантов ответов). Азиатские киноновинки хотят увидеть в кино лишь 20% опрошенных.

Среди фильмов повторного проката зрителям интересны в первую очередь кассовые зарубежные кинокартины 80-х и 90-х («Телохранитель», «Красотка», «Форест Гамп» и т. д.) и популярные российские фильмы 1990-х и 2000-х («Брат», «Брат-2», «Сибирский цирюльник»). О таких предпочтениях сообщили 25 и 24% участников опроса. Кроме того, 24% готовы прийти в кино на классику мирового кинематографа, на повторные показы советской классики («Москва слезам не верит», «Собачье сердце» и др.) – лишь 16%.

Чтобы российское кино стало лучше, сюжет в них должен быть нетривиальным и непредсказуемым, считают 11% (самый популярный ответ) участников исследования. Еще 9% хотели бы видеть в кино других актеров или чтобы те, которые уже задействованы в кино, стали играть лучше. Только 2% респондентов сказали, что качественные изменения российского кинематографа произойдут в том случае, если снимать будут умные, глубокие и серьезные фильмы. Столько же опрошенных сказали о необходимости уменьшить количество патриотического кино и пропаганды патриотизма в фильмах в целом.

Резкий спад посещаемости – следствие сформировавшейся у российских зрителей привычки к масштабным и зрелищным премьерам, в том числе от западных кинокомпаний, говорит гендиректор холдинга «Цифровое телевидение» (ЦТВ) Роберт Гндолян. В новых условиях, по его словам, кинотеатры используют все доступные возможности для замены контента западных мэйджоров, в том числе прибегают к повторному прокату как одному из решений по расширению репертуара. Но чтобы такие показы сработали на привлечение зрителя, необходимо, как считает Гндолян, сделать из них событие. «К примеру, добавить дискуссии с кинокритиками, историками кино, которые откроют культовые фильмы с новых ракурсов. Таким образом, получится создать особенную атмосферу вокруг показов, которую оценит зритель», – рассуждает топ-менеджер.

Российский рынок кинопоказа последние 20 лет живет кинособытиями, его двигатели – ленты, которые являются новыми в своем роде, и не важно, в чем именно заключалась новизна: тема, конструкция, жанр, актеры, считает руководитель исследований Института кино ВШЭ Олег Иванов. Поэтому запрос аудитории на непредсказуемый и нетривиальный сюжет, новые лица вполне логичен, добавляет он.

«Наши продюсеры и режиссеры, как правило, – говорит Иванов, – идут по тренду, пытаются предугадать запрос аудитории, создавая кинокартины в популярном жанре, привлекая известных актеров. А этот запрос нужно формировать и не бояться при этом экспериментов».