«Национальная медиа группа» создает собственную кинопрокатную компанию

Российские инвесторы все активнее занимают нишу ушедших голливудских мейджоров
Наработанная годами привычка регулярно посещать кинотеатры в немалой степени базировалась на посещении иноязычного кино, но изменить привычку не сложнее, чем ее сформировать/ Андрей Гордеев / Ведомости

Бывший топ-менеджер российских офисов голливудских студий 20th Century Fox и Disney Вадим Смирнов выходит на работу в холдинг «Национальная медиа группа» (НМГ), рассказали «Ведомостям» топ-менеджер кинокомпании и собеседник в кинопрокатной компании. НМГ выходит в новый для себя сегмент рынка – кинопрокат и создает компанию «НМГ кинопрокат», руководить которой действительно будет Смирнов, сообщил «Ведомостям» представитель холдинга. Смирнов подтвердил эту информацию «Ведомостям».

Выход в новые сегменты позволит диверсифицировать бизнес НМГ и найти новые возможности для синергии медийных бизнесов компании, передала через представителя гендиректор НМГ Светлана Баланова. Первым релизом «НМГ кинопроката», рассказал «Ведомостям» Смирнов, станет приключенческий анимационный фильм «Яга и книга заклинаний» (Art Pictures Studio и Gluk’oza Animation), который выйдет в прокат 29 декабря. Прокатчик рассматривает возможность выпуска фильмов и независимых зарубежных студий, но акцент планируется сделать на российских картинах, отметил представитель НМГ, добавив, что переговоры с отечественными продюсерами уже ведутся. Более подробную информацию о планах компании собеседники не раскрыли.

НМГ управляет эфирными каналами СТС, «Домашний», РЕН ТВ, «Пятым каналом», видеосервисом more.tv и другими медиаактивами. В группу входит создатель сериалов и фильмов «НМГ студия» (генпродюсер – Федор Бондарчук). Также НМГ напрямую или через активы владеет долями в производителе полнометражных фильмов Art Pictures Studio (совладелец – Бондарчук) и кинокомпании «Водород». Наиболее известные кинопроекты этих компаний – франшиза «Лед», «Притяжение», «Вторжение», «Спутник», «Ника». Но эти фильмы в прокат выпускали кинодистрибуторы «Сони пикчерс продакшнс энд релизинг» (СППР, российский офис голливудской Sony Pictures) и «Централ партнершип» (ЦПШ), которая принадлежит конкурирующему с НМГ холдингу «Газпром-медиа» (управляет телеканалами ТНТ, «Пятница!», НТВ, видеосервисом Premier и др.).

В 2021 г. ЦПШ (прокатывала также фильмы голливудской Paramount) с кассовыми сборами в 4,9 млрд руб. занимал четвертую позицию среди крупнейших кинодистрибуторов России, следует из данных отраслевого издания «Бюллетень кинопрокатчика». Первые три позиции и в совокупности порядка 70% всех кассовых сборов были у российских офисов голливудских студий. Лидером была UPI (выпускала в России фильмы Universal Pictures и Warner Bros.) со сборами в 11,25 млрд руб., затем шли Disney (почти 10,3 млрд руб.) и СППР (7,99 млрд руб.). Весь российский бокс-офис, по данным государственного Фонда кино, в прошлом году составил 40,7 млрд руб.

Весной американские мейджоры приостановили выпуск новых релизов в России. По итогам января – сентября, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», отечественный бокс-офис снизился на 42,3% год к году.

В сентябре экс-руководители UPI, в том числе гендиректор Вадим Иванов, и топ-менеджеры «Марс медиа» учредили кинопрокатную компанию «Атмосфера кино». Продолжит свою работу и «локализованная» СППР, которая перешла под контроль российского топ-менеджмента и сменила название на «Контент-клуб» («Ведомости» писали об этом 8 ноября). Гендиректор компании Антон Сиренко сохранил за собой этот пост.

Смирнов также имеет большой опыт работы в прокате: с 2019 г. он занимал должность вице-президента по кинотеатральной дистрибуции российского Disney, до этого в течение восьми лет был гендиректором компании «Двадцатый век фокс СНГ» (локальное юрлицо студии 20th Century Fox).

Наработанная годами привычка регулярно посещать кинотеатры в немалой степени базировалась на посещении иноязычного кино, но изменить привычку не сложнее, чем ее сформировать, оптимистично настроен Смирнов. Сейчас, как считает он, главное – «заместить пустоту, образовавшуюся после ухода зарубежного кино». «Сегодня есть все возможности поднимать локальное кинопроизводство, не боясь, что оно потеряется на фоне зарубежного. Я всерьез настроен на то, что поступательное движение, которое уже началось, усилится к середине 2023 г., и мы будем выходить на хорошие показатели уже к концу будущего года», – резюмировал топ-менеджер.

Новому игроку нужно учитывать, что кинопрокат – это рисковый и низкомаржинальный бизнес, говорит гендиректор ЦПШ Вадим Верещагин. Как правило, прокатчик получает 6–7,5% кассовых сборов, 50% забирает кинотеатр, остальное достается создателям. При этом инвестиции в маркетинг – это расходы прокатчика, их он тратит на запуск релиза, но гарантий, что фильм соберет планируемый эстимейт, нет никогда, напоминает Верещагин. Между тем появление на рынке кинодистрибуции такого крупного игрока, как НМГ, безусловно, будет способствовать развитию индустрии, уверен он.

«Ранее далеко не всем российским фильмам удавалось находить прокатчика, сейчас на них появляется повышенный спрос. Продюсерам надо будет на этот запрос ответить. Будет ли на такое число прокатчиков сопоставимое количество фильмов? В целом – да, а вот крупных релизов – это пока вопрос. К примеру, ближайшие крупные релизы Art Pictures Studio и «Водорода» – «Повелитель ветра», «Крысолов», «Сто лет тому вперед», – согласно заключенным ранее контрактам, будет выпускать ЦПШ. Более того, ЦПШ – соинвестор этих проектов», – резюмировал Верещагин.

Появление новых игроков взамен ушедших голливудских мейджоров – это естественный процесс, «свято место пусто не бывает», говорит Эдуард Илоян, генпродюсер студии Yellow, Black and White (создатель самого кассового российского фильма «Холоп», а совместно с российским Disney – кинофраншизы «Последний богатырь» и др.). Все происходящее, считает он, свидетельствует о том, что сейчас наступает этап восстановления киноиндустрии: «Появление кинопрокатной компании у одного из крупнейших в стране медиахолдингов – это еще один шаг к развитию отрасли».

Ключевые активы кинодистрибуторского бизнеса – это компетенции и опыт людей, считает Владимир Петелин, гендиректор киносети «Премьер-зал» (номер два среди операторов киносетей России, управляет 314 кинотеатрами на 423 кинозала, по данным «Невафильм Research» на 1 октября 2022 г.). «Смирнов, Сиренко и Иванов – те, кто много лет работал с мейджорским контентом. Полученный ими опыт важен для российской киноиндустрии. Потому что студийный опыт – это наработка компетенций не только в маркетинге и букинге, но и в понимании процессов кинопроизводства, в том, какой фильм может иметь успех. И эти знания ценны как для кинотеатров, так и для продюсеров», – уверен Петелин.