В России появится отечественный аналог технологии IMAX

Первым фильмом в новом формате «Космакс» станет снятый на МКС «Вызов»
Кадр из фильма «Вызов», который первым будет показан в новом формате/ Госкорпорация «Роскосмос» / Первый канал / START / Yellow, Black & White

Крупнейший в России кинопрокатчик «Централ партнершип» (ЦПШ, входит в «Газпром-медиа») разработал новый кинотеатральный формат, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании Вадим Верещагин. Технология, по его словам, совмещает в себе максимально четкое и насыщенное изображение, а также глубокий и детализированный звук. Сейчас «Космакс» проходит процедуру получения патента, говорит Верещагин.

Формат с аналогичными техническими характеристиками – IMAX. Эта технология принадлежит одноименной канадской компании, которая прекратила свою работу в России с 1 июня 2022 г.

По данным исследовательской компании «Невафильм Research», в 2021 г. в нашей стране насчитывалось 50 кинозалов IMAX. 29 из них входили в крупнейшую в России объединенную киносеть «Синема парк» и «Формула кино», уточнил «Ведомостям» ее гендиректор Алексей Васясин. Объединенная сеть судится с IMAX Corporation. 22 марта 2023 г. Арбитражный суд Москвы обязал IMAX исполнять договоры с кинотеатрами сети. Но пока, как говорит Васясин, компания не возобновила работу. Оспорить решение арбитража IMAX может в течение месяца.

Разработкой «Космакса» занимался технический департамент ЦПШ, затраты на проект, по оценке Верещагина, не превысили 5 млн руб. Первым фильмом, который будет показан в этом формате, станет драма «Вызов». Это совместный проект «Первого канала», «Роскосмоса», «Главкосмоса», студии Yellow, Black and White и видеосервиса Start. «Вызов» – первый в истории кинофильм, часть съемок которого проходила в космосе: режиссер Клим Шипенко и исполнительница главной роли Юлия Пересильд провели на МКС 12 дней.

Для показа фильма в формате «Космакс» кинозал должен быть оборудован качественным цифровым кинопроектором и звуковым оборудованием, говорит гендиректор ЦПШ. Также, по его словам, при съемках фильма необходимо будет учесть ряд технических моментов: «Чтобы конвертировать отснятый материал в «Космакс», картинка исходно должна быть отснята в высоком разрешении, с определенным кадрированием и т. д. «Космакс» сможет поддерживать любой открытый формат (IMAX является закрытым форматом. – «Ведомости»). Но максимальное качество будет достигаться только при показе картинки, снятой в этом формате».

Часть кинозрителей уже привыкла к премиальному формату кинопоказа и «Космакс» будет востребован, уверен Верещагин. Формат будет предложен рынку после кинотеатральной премьеры «Вызова», добавил гендиректор ЦПШ. «Мы добиваемся серьезной конкуренции с IMAX. Хотя в текущих реалиях правильно будет говорить: альтернативы IMAX», – резюмировал он.

Доля киноаттракционных залов (с современным оборудованием, обеспечивающим «эффект погружения») в России в 2021 г. составляла 5,4%, в 2022 г. этот показатель снизился до 4,5%. Общее число кинозалов на 1 ноября 2022 г. – 5323 шт., следует из данных «Невафильм Research».

Востребованность «Космакса» будет зависеть не только от существующей инфраструктуры, но и от того, будет ли подходящий для формата контент в прокате, считает старший аналитик исследовательской компании «Невафильм Research» Светлана Мудрова.

В премиальном формате имеет смысл выпускать большие зрелищные кинокартины – экшн, фантастику или приключенческие фильмы, говорит гендиректор кинокомпании Art Pictures Studio Денис Баглай. К примеру, фантастическая кинолента «Притяжение», премьера которой состоялась в 2017 г., показывалась в том числе в IMAX. По словам Баглая, спрос на премиальный формат уже сложился у определенной части «киноходящей» аудитории: в среднем на IMAX приходилось до 10% от общих кассовых сборов фильма, выпущенного в этом формате. Формат «Космакс» может быть востребован у продюсеров, считает он.

«Гипотетически, если формат позволит конвертировать отснятый материал, нам интересно было бы выпустить в «Космаксе» фантастический триллер о генномодифицированных людях «Крысолов» и «Повелителя ветра» о путешествии Федора Конюхова на воздушном шаре вокруг света за 11 дней (оба фильма выйдут в прокат осенью 2023 г. – «Ведомости»)», – добавил Баглай.

4,5%

составляла в 2022 г. доля киноаттракционных залов в России

Премиальный формат для больших экранов вместо ушедшего IMAX однозначно нужен, говорит и Васясин. Киноаттракционные залы сети расположены в крупных российских городах, что связано с тем, что здесь формируется платежеспособный спрос на такой кинопоказ, отмечает он: «Премиальный формат – это плюс 50% к стоимости кинобилета. Если в среднем по сети она составляет порядка 300 руб., то показ фильма в премиум-формате – 450 руб.».

Чтобы юридически обезопасить себя от возможных претензий со стороны IMAX, если таковые вдруг будут, ЦПШ перед запуском технологии на рынок необходимо ее запатентовать, говорит адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Владимир Энтин. «Вряд ли в данном случае речь может идти о прямом копировании, поскольку IMAX защитил свою технологию, сделав ее закрытой. Но если вдруг канадская компания посчитает, например, на основании схожего результата (насыщенное изображение и глубокий звук. – «Ведомости»), что «Космакс» мало чем отличается от формата IMAX, ей придется это доказать, раскрыв, в свою очередь, детали своей технологии», – пояснил юрист.

Такого рода спор первоначально рассматривается в административном порядке через палату по патентным спорам, а если одна из сторон будет не удовлетворена решением палаты – в суде по интеллектуальным правам, резюмировал Энтин.