VK запустил акселератор пабликов во «ВКонтакте»

Соцсеть попытается сделать их конкурентами Telegram-каналов
Ведомости

VK запустил в соцсети «ВКонтакте» закрытый клуб-акселератор для администраторов популярных групп. Для участников программы будут проводиться курсы и марафоны по созданию контента и использованию рекламных инструментов. Об этом «Ведомостям» рассказал пользователь соцсети, получивший приглашение принять участие в программе. Он уточнил, что в рекламном посте предлагалось пройти отбор и стать одним из 35 000 участников программы.

Представитель VK отказался от комментариев. Но источник, близкий к холдингу, подтвердил «Ведомостям» информацию о запуске акселератора. Инвестиции в проект собеседник раскрывать не стал.

Из годовой отчетности VK следует, что в декабре 2022 г. число активных авторских пабликов во «В контакте» достигло 2 млн (+13% год к году). Там утверждается, что заработки авторов значительно выросли «за счет активной работы с сообществами и улучшения рекомендательных алгоритмов». Официальные инструменты монетизации (партнерская программа, монетизация видео, VK Donut) принесли авторам «рекордные 4 млрд руб.».

Но в отчете не раскрывается, что понимается под активными пабликами. Возможно, многие из них давно заброшены, предполагает руководитель Центра изучения новых коммуникаций Станислав Апетьян (издательский дом НОМ). «Радует, что VK занимается развитием своей экосистемы сообществ. Жизнь там есть и сегодня, хотя и не такая активная, как 10 лет назад», – добавляет он.

2014–2017 годы были золотым периодом работы пабликов во «В контакте», когда большое количество рекламодателей включало работу с ними в свои рекламные бюджеты, напоминает управляющий партнер ГК «Родная речь» Василий Ящук. «Из-за непрозрачных охватов и непрогнозируемых решений алгоритма сейчас посевы по пабликам уступают Telegram-каналам, но продолжают использоваться многими категориями брендов. Вопрос построения доверия к рекламе в пабликах также важная задача, которую должны решить во «В контакте», – говорит он.

В мае VK запустила «Школу авторов», инвестиции в которую эксперты РБК оценивали в 60 млн руб. Вложения в акселератор могут быть сопоставимы с этим и составят 70–100 млн руб., считают опрошенные «Ведомостями» эксперты.

Но для яркого и быстрого развития 70 млн руб. будет недостаточно, считает основатель рекламного агентства Digital Church Марк Хлуднев. «В первую очередь создание акселератора направлено на увеличение количества новых пользователей VK с помощью новых проектов и уникального контента. И только второстепенной задачей является увеличение рекламных доходов», – говорит он.

Если акселератор поможет вывести сообщества на новый уровень в плане вовлечения и качества контента, это, безусловно, притянет рекламодателей, говорит руководитель отдела маркетинга в социальных медиа рекламной группы OMD OM Group Анна Козырева. «Самое важное при выборе сообществ для размещения – это большой выбор тематики и аналитика аудитории, высокое вовлечение и охват постов, – уточняет она. – Но сейчас клиенты рекламных агентств предпочитают Telegram для размещений, так как там больше выбор площадок с большими охватами и цитируемостью».

Впрочем, рекламодателям и сейчас интересно размещаться в сообществах «В контакте», утверждает Хлуднев. Они пересмотрели свое отношение к площадке по причине того, что сегодня на ней сидит совсем другая, более богатая и нужная аудитория, чем думали рекламодатели ранее, объясняет эксперт. Раньше рекламодатели не доходили до «В контакте» в силу того, что рекламировались через Instagram (принадлежит признанной в России экстремистской Meta и заблокирован), TikTok (запрещает загрузку контента из России. – «Ведомости») и другие площадки, уточняет Хлуднев.

«Telegram-каналы плотно встроены в повседневное медиапотребление из-за привязки к базовому мессенджеру – наиболее интенсивно используемому приложению в смартфоне пользователя, – рассуждает Апетьян. – Конкурировать с этим может только другой базовый мессенджер. Неудивительно, что о запуске каналов на днях заявил WhatsApp (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной)». При этом, по мнению эксперта, гораздо больше перспектив у VK в конкуренции с YouTube.

Увеличить рекламную выручку VK может, но это определенно долгосрочная работа, считает Хлуднев. На данный момент VK получает хороший доход от пабликов, но он вырос именно за счет появления блогеров, уточняет эксперт. «Сейчас на VK приходится порядка 30% медиабюджетов. Остальные 70% распределяются между «Яндексом», «Авито», Ozon и др. Также используется много инструментов для продвижения: порядка 20–30% приходится на VK, а на Telegram – около 20%», – рассказывает он.

Сейчас авторы пабликов в VK могут зарабатывать от 5000 до нескольких миллионов рублей в месяц, говорит Хлуднев. «Это зависит от активности аудитории, охватов и того, какие товары рекламируются», – поясняет он.

При этом цены на размещение рекламы в сообществах во «В контакте» растут достаточно быстро, добавляет эксперт: с 2022 г. у многих сообществ они поднялись на 30–40%. «Это происходит из-за появления блогеров на площадке», – резюмировал эксперт.