Издатели прессы попросили Минцифры остановить «уничтожение института подписки»

Падение доходов от нее они связывают с «реорганизацией» в «Почте России»
Андрей Гордеев / Ведомости

Союз предприятий печатной индустрии Гильдии издателей периодической печати (СППИ ГИПП, объединяет издательские дома «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Коммерсантъ», «Толока», «Иванов Монамс медиа» и др.) направил министру цифрового развития России Максуту Шадаеву письмо с просьбой остановить «уничтожение» «института подписки» на печатные СМИ. Обращение подписано президентом СППИ ГИПП, гендиректором ИД «Иванов Монамс медиа» Алексеем Ивановым. «Ведомости» ознакомились с копией письма. Иванов подтвердил его подлинность и отправку в Минцифры.

Подписные тиражи на второе полугодие 2023 г. «у многих федеральных и региональных издателей» упали на 15–20% к аналогичному периоду 2022 г., а у «отдельных федеральных издательских домов» – на 30%, указывает в письме СППИ ГИПП, ссылаясь на собственные расчеты. Союз связывает это в том числе с «процессами реорганизации, проводимыми АО «Почта России», указано там же.

Годовой оборот от продажи розничных и подписных тиражей газетно-журнальной периодики в «Почте России», а также их сортировки и перевозки по почтовым каналам (почтовые вагоны, авиадоставка и др.) составляет, по оценке СППИ ГИПП, не менее 10 млрд руб. При этом во всех регионах страны в 2023 г. сокращаются отделы подписки в управлениях Федеральной почтовой службы и почтамтах, поясняется в обращении: «Задачи по подписке физлиц на печатные СМИ передаются в блок оперативного управления и вменяются в обязанности специалистам, которые имеют огромное количество задач и приоритетов и не обладают экспертизой для работы с прессой».

К падению подписных тиражей, следует из письма, также привела «системная проблема сбоев доставки газет и журналов подписчикам». Другим важным фактором, как утверждают в СППИ ГИПП, стало то, что «Почта России», «игнорируя договоренности о согласовании с Минцифры тарифов на подписку, в одностороннем порядке уведомила об их повышении на 2024 г.».

СППИ ГИПП, как следует из письма, просит Минцифры срочно принять меры, поскольку в период СВО и в преддверии выборов обеспечение читателей выверенной информацией является приоритетной задачей. Единственным логичным выходом из этой ситуации может стать возвращение «Почты России» к «статус-кво», говорит Иванов: «Это подразумевает восстановление расформированных отделов подписок и прекращение дальнейших реорганизационных процессов».

В Минцифры ознакомились с письмом СППИ о снижении подписных тиражей, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. Он также отметил, что «институт подписки выполняет одну из важных социальных задач». «Минцифры обратилось в «Почту России» с требованием предоставить материалы для проверки обоснованности роста тарифов», – подчеркнул собеседник.

Функционал сотрудников отделов подписки в региональных подразделениях не изменился, заявил «Ведомостям» представитель «Почты России»: «Мы продолжаем продвигать подписку на печатные издания в почтовых отделениях и через онлайн-каналы. «Почта» заинтересована в сохранении института подписки и считает его развитие одной из важнейших социальных задач, говорит он, но подчеркивает, что «спрос на бумажные издания исторически снижается».

«Почта России» действительно проиндексировала тарифы на услуги, связанные с подпиской, на первое полугодие 2024 г. на 8–15%, подтвердил ее представитель. Но, как утверждает он, Минцифры было проинформировано об этом. При этом отпускные цены издателей – вторая составляющая стоимости подписки – тоже растут, продолжает представитель почтового оператора: «Они увеличиваются не менее двух раз в год, издатели аргументируют повышение ростом себестоимости».

Падение доходов от подписки продолжилось по результатам досрочной кампании (во время нее можно выписать печатные издания по ценам предыдущей кампании; проходила в июле – августе. – «Ведомости») на первое полугодие 2024 г. и его, как отмечает гендиректор ИД «Аргументы и факты» Руслан Новиков, уже можно назвать «страшным». У ИД оно составило 15–20% к результатам аналогичной кампании на первое полугодие 2023 г., оценивает он. Количество подписных тиражей в досрочный период у ИД «Лев» упало на 15–20%, по словам гендиректора ИД Олега Вишнякова.

У «Комсомольской правды» количество тиражей в досрочной подписке упало на 34%, динамика доходов «аналогична и может варьироваться в диапазоне плюс-минус 2%», говорит замгендиректора холдинга Ирина Дегтярева. Иванов фиксирует падение доходов от досрочной подписки в «Иванов Монамс медиа» на 25% в годовом выражении, а сокращение количества подписчиков – на 40%. В ИД «Толока» доходы от досрочной подписки снизились на 44–48%, рассказал исполнительный директор ИД Сергей Анисовец.

В зависимости от бизнес-модели подписка в структуре выручки ИД может составлять от 1% до более чем 50%, у большинства ИД этот показатель в среднем 25–50%, уточнил Иванов. Так, например, у «Комсомольской правды» она составляет менее 1%, говорит Дегтярева. Аналогичную долю от выручки подписка занимает и у ИД «Иванов Монамс медиа» (издает журналы «Тайны звезд», «Оракул», «Женские истории» и др.), оценил Иванов. У ИД «Лев» (издает журналы «Юный эрудит», «Тошка и компания», «Смешарики» и др.), по словам Вишнякова, подписка достигает 15% «от общих объемов продаж новых тиражей». В «Аргументах и фактах», по данным Новикова, выручка от подписки в структуре доходов от распространения занимает более 35%. А у ИД «Толока» (издает журналы «Народный доктор», «Сваты», «Садовод и огородник» и др.) на подписку приходится порядка 50–55% выручки, говорит Анисовец.

Результаты основной подписной кампании на первое полугодие 2024 г., которая стартовала 1 сентября, тоже, вероятнее всего, покажут падение год к году, считают Анисовец и Дегтярева. Данные по досрочной подписке позволяют издательским домам планировать тиражи и выручку на год, поясняет Дегтярева: «Чудес не бывает. Если уже сейчас фиксируется большое падение, то не стоит ожидать больших изменений по окончательному результату».