Эффект «Чебурашки»: нас ждет взлет семейного контента

Приключенческих релизов для всей семьи снимают все больше
START

Первая кинопрокатная интрига 2024 г. обозначится уже 1 января. В прокат выйдут два потенциальных хита – от одного прокатчика «Централ партнершип», но от разных продюсерских команд. «Бременские музыканты» компании «Тритэ» посоревнуются за кассу с сиквелом «Холопа» от Yellow, Black & White. Оба релиза, к слову, сняты при поддержке телеканала «Россия 1» и Фонда кино. Судя по всему, эта «новогодняя битва» станет прообразом всех грядущих кассовых сражений – семейный приключенческий контент и дальше будет соперничать за внимание зрителя с комедиями, а сообща они будут теснить в прокате остальные жанры.

Завязку этого сюжета можно проследить до зимы 2019–2020 гг., когда первый «Холоп» Клима Шипенко не просто установил новый кассовый рекорд (его бокс-офис – более 3 млрд руб.; здесь и далее – данные ЕАИС государственного Фонда кино), но и сломал устоявшиеся традиции. К тому моменту новогодние праздники де-факто превратились в каникулы российского фильма – и главную стартовую площадку для обкатки дорогостоящего жанрового кино, рассчитанного на широкую аудиторию, но зачастую мрачного по тональности. В канун 2017 г. выходил, например, исторический эпик «Первого канала» «Викинг» (сборы – 1,5 млрд руб.). Через год – спортивная драма «Движение вверх» от «Тритэ» (2,9 млрд руб.). А еще год спустя – военная экшн-драма от «Марс медиа» «Т-34» (2,3 млрд руб.). Параллельно в соседних залах, конечно, шли и семейные релизы – прежде всего новые части франшизы «Елки», мультциклов про трех богатырей и Ивана Царевича, но собирали они, как правило, на порядок меньше – до 1 млрд руб.

Схожая конфигурация сложилась и накануне 2020 г. – с той лишь разницей, что в прямую конкуренцию вступили сразу два «серьезных» фильма: историческая драма о декабристах «Союз спасения» от «Первого канала» и фантастический экшн «Вторжение» компаний Art Pictures и «Водород». «Елки» в тот год пропустили круг, и главным комедийным релизом стал «Холоп», который по итогам «новогодней битвы» сенсационно обставил высокобюджетных конкурентов. Для сравнения: «Союз спасения» заработал 719 млн руб., «Вторжение» – 963 млн руб.

Постфактум аналитики назвали целый ряд факторов, обеспечивших «Холопу» победу. Это и четкий, интересный «хай-концепт», и приятная аллюзия на другой новогодний фильм про «путешествия во времени» – комедию «Иван Васильевич меняет профессию» (в трейлере даже играет музыка из гайдаевского фильма), а также общественный запрос на социальную справедливость – история перевоспитания зажравшегося мажора явно пришлась аудитории по душе. Список можно продолжать, но едва ли главным уроком стало понимание, что в Новый год зритель хочет смотреть яркое и легкое развлекательное кино.

Следующие три «новогодние битвы» это только подтвердили. Каждый раз победителем из схватки выходил очередной проект Yellow, Black & White в жанре семейного приключения: вторая и третья части франшизы «Последний богатырь» – «Корень зла» (2 млрд руб.) и «Посланник тьмы» (2,2 млрд руб.). И, наконец, «Чебурашка», ставший в 2023 г. прокатным феноменом с кассой в 6,8 млрд руб. Попытки других продюсеров противопоставить проверенные «серьезные» жанры не увенчались успехом. Например, «Тритэ» накануне 2021 г. выпустила фильм-катастрофу «Огонь» – тот собрал 914 млн руб. Шахматный триллер «Чемпион мира» от той же компании год спустя заработал 422 млн руб. В этом году «Тритэ» выпускает свое семейное приключение с известным советским мультбрендом – «Бременские музыканты».

Успех «Чебурашки» и дефицит зрелищного кино, возникший после ухода в 2022 г. Голливуда, только усилил позиции семейного контента. Об этом прекрасно свидетельствует список новых фильмов, представленных на господдержку.

Если в 2021 г. почти половину проектов «лидерского» (кинокомпании-лидеры, которым субсидии на фильмы выделяются в приоритетном порядке) питчинга Фонда кино составила фантастика/фэнтези и фильмы-катастрофы («Кракен», «Крысолов», «Сто лет тому вперед», «Мастер и Маргарита», «Мира», «Метро 2023»), то в этом году пропорция кардинально изменилась. Из 11 поддержанных проектов – только один фантастический экшн «Кракен» («Тритэ») и сразу три семейные приключенческие ленты: уже упомянутые «Бременские музыканты», «Буратино» от «Водорода», «Финист. Первый богатырь» – спин-офф трилогии «Последний богатырь». Кроме того, поддержку получил второй «Холоп» и два музыкальных фильма – «Лед 3» (Art Pictures, «Водород» и др.) и байопик группы «Руки вверх!» (Yellow, Black & White).

Уже в прошлые годы были поддержаны такие фильмы, как «Волшебник Изумрудного города», «Огниво», «Летучий корабль». Это, конечно, далеко не исчерпывающий список будущих семейных релизов – их будет гораздо больше. В частности, у Фонда кино и Министерства культуры есть отдельные «семейные» конкурсы. В этом году Фонд по «семейному» направлению поддержал семь фильмов – это в том числе «Космическая экскурсия», игровое кино с персонажами из мультсериала «Смешарики», и сказка «Стальное сердце» с Никитой Ефремовым в роли Соловья-разбойника. В семейном конкурсе Минкультуры победили 10 проектов – из них три на новогоднюю тематику: комедия «Яга на вашу голову» со Светланой Ходченковой в заглавной роли, а также две мелодрамы («Дед Мороз для мамы» и «Наш папа – Дед Мороз») про людей, которые подрабатывают Дедом Морозом на праздниках. Всего по итогам 2023 г. Министерство культуры распределило на поддержку кинематографии 11,76 млрд руб. (5,6 млрд из них – по линии Фонда кино). А в бюджете на 2024 г. заложено 16,2 млрд руб. (в том числе 9,4 млрд руб. по линии фонда).

Усиление «семейного» тренда опрошенные «Ведомостями» эксперты считают закономерным. Но в вопросе, будет ли прямая корреляция между увеличением количества семейного контента и ростом отечественного бокс-офиса, их мнения разошлись.

«Индустрия стала более зрелой, появились компании, способные производить эти сложные жанры. И именно такие зрелищные семейные фильмы позволяют заместить уход Голливуда, который выпускал блокбастеры для широкой аудитории», – уверен главный редактор интернет-портала «Кино-театр.ру» Жан Просянов. Кроме того, продолжает он, именно в этом сегменте отечественные продюсеры имеют возможность эффективно использовать популярные советские бренды.

Руководитель исследований Института кино НИУ ВШЭ Олег Иванов настроен более скептично. Даже до пандемии, напоминает он, всего один-два российских фильма в год могли собрать 4 млн зрителей или кассу от 900 млн руб. и выше. Это статистическая закономерность вряд ли сильно изменится в лучшую сторону и советский бренд не может гарантировать любому фильму сборы «Чебурашки», полагает Иванов.