Премьера новой экранизации «Мастера и Маргариты» подстегнула продажи романа

В книжной рознице покупки произведения выросли в 4–7 раз, на маркетплейсах – до 6 раз
Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Выход новой экранизации «Мастера и Маргариты» существенно подстегнул спрос на покупку этого романа, фиксируют книжные сети, сервисы продажи цифровых книг и маркетплейсы. Так, в объединенной розничной книжной сети «Читай-город – Буквоед» продажи книги в первую неделю после премьеры фильма – с 25 января по 4 февраля 2024 г. – увеличились в 4,9 раза к аналогичному периоду 2023 г. (до 7383 экземпляров), отметил ее представитель. В «Республике» сообщили о росте в 4,6 раза в штуках. В региональной книжной сети «Амиталь», по словам ее директора по маркетингу Дмитрия Ганиша, продажи романа «Мастер и Маргарита» выросли в 4,7 раза в экземплярах и в 5,5 раза в деньгах. А в столичном книжном магазине «Москва» – в 7 раз в экземплярах и в 10 раз в деньгах, говорит его представитель. Абсолютные показатели в сетях «Республика» и «Амиталь», а также магазине «Москва» не привели.

В московском книжном магазине «Библио-глобус» оценили продажи книги с 25 января по 4 февраля 2024 г. к предшествующей неделе (15–21 января 2024 г.): рост в 1,5 раза в экземплярах. За тот же период представитель магазина зафиксировал рост в 1,9 раза продаж книги «Князь тьмы. Полная история «Мастера и Маргариты» издательства «Азбука», в которой собраны разные редакции романа. Абсолютные цифры в «Библио-глобусе» также не привели.

На Wildberries количество покупок романа «Мастер и Маргарита» 25 января – 4 февраля 2024 г. увеличилось к тому же периоду 2023 г. в 6 раз до 14 183 шт., сообщил представитель маркетплейса. Выручка от продаж произведения выросла в 7,7 раза, добавил он, но не уточнил ее абсолютные показатели. В «Мегамаркете» оценили рост продаж романа в экземплярах за тот же период в 1,4 раза. В Ozon отказались от комментариев. В «Яндекс маркете» не ответили на запрос «Ведомостей».

Рост спроса на роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова фиксируют и сервисы цифровых книг. На сервисе «Литрес» (входит в одноименную группу компаний, которая, по собственной оценке, в 2022 г. занимала 68% рынка цифровых книг; по 2023 г. данных пока нет) количество продаж, бесплатных скачиваний, а также прочтений и прослушиваний книги в подписке 25 января – 4 февраля 2024 г. увеличилось в 4 раза к аналогичному периоду 2023 г.

В «Букмейте» (принадлежит «Яндексу») роман «Мастер и Маргарита» доступен по подписке. Количество прочтений и прослушиваний романа «Мастер и Маргарита» 29 января – 4 февраля 2024 г. выросло более чем в 90 раз к тому же периоду 2023 г., говорит шеф-редактор этого сервиса Константин Мильчин.

Кассовый рекордсмен

Над новой экранизацией романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова работали режиссер Михаил Локшин и сценарист Роман Кантор. Этот творческий тандем известен по фильму «Серебряные коньки» (2020 г., сборы составили 481,4 млн руб. – здесь и далее данные ЕАИС государственного Фонда кино). Роль Мастера исполнил Евгений Цыганов, Маргариты – Юлия Снигирь, а Воланда сыграл звезда «Бесславных ублюдков» немецкий актер Аугуст Диль. Фильм по итогам двух уикендов уже собрал в прокате более 1 млрд руб.

В сервисе «Строки» (принадлежит МТС) книга доступна для разовой покупки, в подписке и для бесплатного скачивания. Количество пользователей, которые читали или слушали роман в этом сервисе, 25 января – 4 февраля 2024 г. увеличилось в 50 раз к тому же периоду 2023 г., отмечает его руководитель Евгения Рыкалова. Но в том числе такой резкий рост показателей у «Строк» и «Букмейта» объясняется тем, что первый сервис был запущен только в сентябре 2022 г., а второй – только в декабре 2022 г.

Еще в преддверии выхода экранизации, в 2023 г., произведения Михаила Булгакова пользовались высоким спросом у россиян. Так, Булгаков занял четвертую позицию в рейтинге самых издаваемых в России авторов художественной литературы по итогам января – сентября 2023 г., следует из данных Российской книжной палаты. Совокупный тираж его книг за этот период составил 432 600 экземпляров. Кроме того, произведения Булгакова и Достоевского стали самыми продаваемыми среди русской классической литературы в книжных магазинах в 2023 г. Так, в «Читай-городе – Буквоеде» роман «Мастер и Маргарита» занял вторую строчку по количеству проданных экземпляров (113 544) после романа «Преступление и наказание» Федора Достоевского.

90 000 экземпляров

достигли в 2021 г. продажи повести Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» после выхода одноименной экранизации, тогда как первый тираж в 2018 г. составил всего лишь 2000 экземпляров произведения

В 2022 г. продажи художественной литературы для взрослых составили 38,3 млрд руб., или порядка 44% от сегмента бумажных книг, который достиг 87 млрд руб. (без учета учебной литературы), следует из данных крупнейшей в России издательской группы «Эксмо-АСТ». Весь российский книжный рынок в денежном выражении с учетом цифровых книг и учебной литературы в 2022 г., по оценке «Эксмо-АСТ», вырос к 2021 г. на 10% до 109 млрд руб. По 2023 г. издательская группа данные пока не представила.

Экранизации выступают драйвером роста тиражей и продаж книг. Так, по данным издательской групп «Эксмо-АСТ», стартовый тираж повести Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» (издает импринт АСТ «Редакция Елены Шубиной», РЕШ) в 2018 г. составил только 2000 экземпляров, а после выхода одноименной экранизации режиссера Кирилла Серебренникова в 2021 г. он достиг 90 000 экземпляров. Аналогичная ситуация сложилась, например, и с романом «Зулейха открывает глаза» (тоже издает РЕШ): его начальный тираж в 2015 г. – 3000 экземпляров, после показа одноименного сериала на телеканале «Россия 1» в 2020 г. он вырос до 670 000 экземпляров.

Киноискусство действительно стимулирует интерес зрителя к книжному первоисточнику, отмечает Рыкалова из «Строк». Фильм, по ее словам, это выжимка ярких моментов из сюжета произведения: он изначально рассчитан на то, чтобы зацепить зрителя. «А книга впоследствии позволяет глубже погрузиться в историю, она расширяет границы вселенной, которая уже заинтересовала человека», – считает Рыкалова.

Экранизация практически всегда поднимает продажи, прочтения и прослушивания, согласен и Мильчин из «Букмейта»: «Кто-то хочет свериться с оригиналом и понять, что «киношники нахимичили» с сюжетом. Кто-то с помощью книги пытается разобраться в тонкостях сюжетных поворотов, кому-то просто нравятся кинообложки книг».