Крупные стримеры с начала года резко сократили рекламу нелегальных казино в Twitch

В 2023 году сервис удалил по требованию Роскомнадзора 66 страниц с такой информацией
Максим Стулов / Ведомости

Количество видеопубликаций с рекламой нелегальных онлайн-казино на американской платформе Twitch у топ-50 крупнейших российских стримеров сократилось в январе – марте 2024 г. в 5 раз к тому же периоду 2023 г. Это следует из данных исследования Ассоциации блогеров и агентств (АБА; имеет статус саморегулируемой организации, включает в себя агентства Wildjam, Didenok Team, Perfluence, Blacklight и др.), с которым ознакомились «Ведомости». В I квартале 2024 г. такая реклама содержалась только в 5% публикаций популярных стримеров, а в I квартале 2023 г. – в 25%.

В рамках исследования в АБА проанализировали 1000 видеопубликаций за январь – март 2023 и 2024 гг. в аккаунтах популярных стримеров, среди них – Buster (Вячеслав Леонтьев; 3,9 млн подписчиков), bratishkinoff (Владимир Семенюк; 2,8 млн), paradeev1ch (Александр Парадеев; 1,8 млн), deepins02 (Иван Бессмертных; 1,6 млн), Recrent (Дмитрий Осинцев; 1,2 млн) и др. К рекламе на Twitch в АБА относили баннеры, интеграции в контент и ссылки на сайты самих рекламодателей в описании видео.

Продвижением онлайн-казино ранее занимались в основном именно крупные стримеры, на эту категорию приходилась четверть от общего количества их рекламодателей в январе – марте 2023 г., отмечают в АБА, не раскрывая абсолютных цифр. Но после отказа от нелегальной рекламы спрос на размещения на Twitch вырос у легальных букмекерских контор (BetBoom, Winline, Fonbet и др.), студий видеоигр и т. д., поясняют там же.

На Twitch в среднем хотя бы раз в день в декабре 2023 г. заходили 1,2 млн россиян старше 12 лет, что на 20% больше аналогичного показателя в декабре 2022 г., следует из данных Mediascope. Весь рынок рекламы в русскоязычном сегменте Twitch в 2023 г. вырос на те же 20% до 1,2–1,45 млрд руб., оценили в АБА. В Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) данные по сегменту рекламы на стриминговых платформах в 2023 г. пока не раскрывали. В 2022 г. на площадки Twitch и Trovo приходилось порядка 10% от объема всего сегмента инфлюенс-маркетинга и нативной рекламы, который в 2022 г. составил 12 млрд руб., отмечали ранее в АРИР.

Как ограничена онлайн-реклама азартных игр

С 2007 г. законом «О госрегулировании <...> азартных игр» в России запрещена деятельность компаний, которые организуют и проводят азартные игры в интернете, в том числе онлайн-казино. Соответственно, и рекламировать их тоже нельзя. Исключение составляют букмекерские компании и тотализаторы: они легальны в интернете, если имеют лицензию и договор с единым центром учета перевода ставок букмекерских контор и тотализаторов. Кроме того, закон «О рекламе» требует, чтобы такая реклама не обращалась к несовершеннолетним, не создавала впечатление, что на играх можно заработать, не преувеличивала вероятность выигрыша и т. д. В интернете рекламу букмекеров и тотализаторов разрешено размещать на сайтах «физкультурно-спортивного характера», сайтах спортивных федераций, профессиональных спортивных лиг, эфирных спортивных ТВ-каналов, а также во время трансляций спортивных соревнований (в этом случае она не может занимать более 20% времени трансляции).

Массовому отказу от нелегальной рекламы в Twitch предшествовала череда блокировок крупных стримеров в 2023 г. за ее размещение, напомнил руководитель проектной команды АБА Тимур Ахмедов. В феврале 2023 г. Лига безопасного интернета направила в Роскомнадзор (РКН) и ФНС обращения в связи с размещением нелегальной рекламы на платформе Twitch в аккаунтах певца Егора Крида (настоящее имя – Егор Булаткин), Buster, стримера WhoPlohoyParen (Константин Смоляр) и еще 12 блогеров. Крид и Леонтьев, например, размещали рекламу онлайн-казино Vavada, а Смоляр – Cat Casino, следует из отчетов Лиги безопасного интернета.

В апреле 2023 г. аккаунты первых трех блогеров в Twitch, Telegram и Kick были внесены в реестр запрещенных сайтов РКН. В том же месяце по требованию ведомства каналы Крида, Леонтьева и Смоляра заблокировал и Twitch. Но в июне 2023 г. Twitch вернул доступ к аккаунту Леонтьева, а в августе того же года – к аккаунту Крида. В феврале 2024 г. Кунцевский районный суд признал незаконной блокировку аккаунта Крида в Twitch.

Всего в 2023 г. Лига безопасного интернета направила 16 обращений в ФНС, МВД и РКН по нелегальной рекламе у стримеров, рассказала «Ведомостям» глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. Но говорить о тенденции снижения ее объема на стриминговых площадках преждевременно, считает она. Активность нелегальных рекламодателей, как правило, «волнообразна»: в один период таких размещений много, в другой – их практически нет, знает Мизулина.

1,2 млн

человек составил среднесуточный охват Twitch среди россиян старше 12 лет в декабре 2023 г.

РКН в 2023 г. внес в реестр запрещенной информации за распространение материалов по тематике азартных игр 111 интернет-страниц сервиса Twitch, сообщил «Ведомостям» представитель службы: «Владелец ресурса удалил только 66 из них, а 45 таких интернет-страниц остаются доступными». Общая сумма штрафов к компании Twitch, которую назначили российские суды в 2023 г., составила 18 млн руб., но компания их не оплатила, также отметил представитель РКН.

Объем нелегальной рекламы на Twitch действительно снижается и агентства, которые продают размещения у стримеров, сейчас стремятся привлечь рекламодателей именно из «безопасных категорий», говорит руководитель отдела по работе с блогерами Media Direction Group Тим Жданов. «Запросы на интеграции в контент стримеров на этой площадке поступают от самых разных компаний, которым интересна целевая аудитория Twitch в России – мужчины 18–45 лет. В том числе от производителей автомобилей и бытовой техники», – говорит он.

Растущий спрос на размещения в Twitch фиксируется и у FMCG-брендов, которые ориентированы на аудиторию молодых мужчин, добавляет основатель рекламной группы Jami Lup Юлия Долгова.