«Котел алхимика»: видеть, слышать, ощущать

В Пушкинском музее открылась выставка – исследование механизмов восприятия мира

В основе концепции выставки в Пушкинском музее очевидный, но до сих пор не осознанный в полной мере тезис: мы видим не только глазами. Финальный образ выстраивает ум, пользуясь при этом всей информацией, которая к нему поступает. А поступает она не только через глаза. Все, что мы слышим или ощущаем, уточняет визуальные впечатления. Но слух и прикосновения могут не только дополнить зрение – они могут его заменить. Это альтернативный способ восприятия мира умом, в котором, как в тигле, одна информация переплавляется с другой и порождает образ мира.

«Котел алхимика» – название работы мастера немецкого постмодернизма Зигмара Польке. В ней он подвергает сомнению зрительный способ восприятия мира как абсолютный. Один из лейтмотивов выставки – слепота не как ущербность, а как другой режим существования, в котором отсутствие зрения компенсируется обостренностью восприятия мира другими органами чувств. Организм перестраивается и начинает извлекать информацию об окружающей реальности всеми возможными способами. Он также выстраивает ее образ в уме, и этот образ может быть не менее ярким, чем созданный с помощью глаз.

Но прежде чем это продемонстрировать, создатели выставки предлагают убедиться в том, что и универсального визуального образа мира не существует. Мы его видим по-разному. В каждом из нас есть свой внутренний фильтр, который может смещать акценты в визуальном восприятии под влиянием чего угодно, в том числе физического или эмоционального состояния. Ближайший аналог – фильтры в социальных сетях, подключение которых усиливает тот или иной оттенок в изображении, сближает его с внутренним идеалом.

Каждая картина – урок видения окружающего мира. С ее помощью художник объясняет нам, что его можно воспринимать еще и таким образом. Вся эволюция живописи – путь к усложнению зрительного восприятия. Одним из первых в этом направлении стал двигаться французский художник Клод Лоррен. Его картины открывают выставку. Он научился чувствовать нюансы в солнечном освещении не только в разное время суток, но и в зависимости от того, как солнечные лучи преломляются в слоях атмосферы.

Бартоломеус Холл, витраж с изображением герба Ганса Гарфа. 1597 г. / ГМИИ им. А.С. Пушкина

Еще один опыт зрительного восприятия – средневековые витражи европейских мастеров. В этом случае, чтобы увидеть изображение, нужен не падающий на него свет, а свет, который бы высветил сочетания цветных стекол изнутри. Здесь зрителю лучше оставаться в темноте, не отвлекаясь ни на что другое, сфокусировав внимание на рисунке. И ему предоставляется такая возможность: солнце, проникающее сквозь витражи, – это единственный источник света в зале.

Среди представленных на выставке экспонатов работы Пабло Пикассо. Картина голубого периода «Слепой нищий с мальчиком» из коллекции Сергея Щукина. Это портрет старика, которому слепота дает право жить на подаяние. Слепой беспомощен, он существует на грани мира материального и мира духовного. Сопровождающий его мальчик ест яблоко. Он видит.

В другом зале Пикассо появляется уже как автор серии графических иллюстраций к новелле Бальзака «Неведомый шедевр». Ее сюжет повествует о художнике, писавшем картину с полным осознанием того, что создает шедевр. Но когда он предъявляет его публике, та видит в нем только хаотичное сочетание цветовых пятен и штрихов. Графические листы Пикассо и в самом деле загадочны: на них точки соединены округлыми и прямыми линиями. Мы словно бы видим идею в той ее стадии, когда она уже структурирована, но еще не обрела форму.

Работы Ханса Хартунга из разряда тех экспериментов, когда художники пишут, уподобляясь слепым, не видя полотна и изображаемого объекта. Это попытка нащупать очертания предмета за пределами видимой формы, словно бы она еще существует. Изображения Хартунга – энергетические облака, которые он видит также не глазами, а в своем уме и пытается уловить их спонтанными движениями кисти.

Если работы японского художника Нисимуры Ехэя только смотреть в соответствии с общепринятым кодексом поведения в музее, это обеднит их содержание. Глаз не в состоянии оценить все нюансы его работ. Это скульптуры для восприятия руками. Чтобы узнать их внутренний ритм, к ним нужно прикоснуться, ощупать все трещины и разъемы, почувствовать их тепло и холод. Температура – еще одна система сигналов, с помощью которой художник ведет диалог со зрителем.

«Котел алхимика» – демонстрация технологий по созданию художественных образов. Выставка позволяет увидеть, как художники начали понимать, что можно не ограничивать искусство только зрительным восприятием. И чем дальше художник уходит от общепринятых визуальных стереотипов, тем сильнее он действует на сознание воспринимающей стороны. Идеальное произведение искусства не то, которое написано по всем канонам, а то, которое наиболее эффектно отражается в уме зрителя.