РБК: агентства изменят договоры с блогерами из-за запрета рекламы у иноагентов

Рекламные агентства добавят в договоры с блогерами пункты, позволяющие расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если инфлюенсера признают иноагентом, сообщили РБК со ссылкой на источники в крупных рекламных компаниях.

В рекламных группах газете рассказали, что проблемой для бизнеса становятся не столько размещение рекламы на ресурсах уже признанных иноагентами лиц, сколько заключение контрактов с теми, кто находится в группе риска. Трудности у агентств возникают также из-за того, что Минюст пополняет реестр иноагентов в пятницу вечером, когда рабочий день любой бухгалтерии уже закончен. При этом точно не известно, кто именно в реестр попадет. Таким образом, бизнесу проблематично заниматься долгосрочным планированием и выстраиванием рекламной кампании для каждого конкретного блогера.

Госдума 28 февраля приняла законопроект, запрещающий рекламу у иностранных агентов. Поправки в закон о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, были внесены 15 февраля большинством депутатов Госдумы (не подписались под ними депутаты фракции «Новые люди»). В первом чтении законопроект был принят 20 февраля. Поправок по существу ко второму чтению в законопроект одобрено не было. Во втором чтении за законопроект проголосовали «за» 399 депутатов.

По данным Минюста, в 2023 г. более 200 российских физических и юридических лиц разместили рекламу у иноагентов, «тем самым принося им доход и обогащая их». Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту. Инициатива же подготовлена в целях противодействия такому скрытому иностранному вмешательству во внутриполитические дела государства, пишут депутаты. В Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) содержится информация о размещении на интернет-площадках 15 иноагентов, сообщал 15 февраля «Ведомостям» представитель Роскомнадзора (оператор ЕРИР). В совокупности они в 2023 г. заработали на рекламе порядка 133 млн руб.

В соответствии с данными исследования Ассоциации блогеров и агентств, доходы от рекламных интеграций топ-10 крупнейших по охвату российских YouTube-блогеров в 2023 г. выросли на 31% к 2022 г. до 1,2 млрд руб. Среди лидирующей десятки блогеров есть признанные иноагентами в РФ – это Юрий Дудь (четвертое место), Максим Кац (шестое место) и политолог Екатерина Шульман.