Нефтяники ждут падения цены
До следующего понедельника правительство намерено вынести окончательное решение об уровне экспортной пошлины на нефть. Позиция вице-премьера Виктора Христенко общеизвестна: пошлину нужно поднять до 10 евро за тонну, и торг здесь неуместен. Однако торг между правительственными чиновниками и нефтяными лоббистами идет, и он достаточно ожесточенный.
В распоряжении "Ведомостей" оказался документ под названием "Модель компромисса между правительством и нефтяными компаниями", разработанный экономистами "ЮКОСа". Эта работа не преследует лоббистских целей, но дает представление о возможных предметах сегодняшних переговоров нефтяных генералов и правительственных чиновников.
Выводы экономистов-нефтяников достаточно оптимистичны. Их расчеты показывают, что при сохранении мировой цены нефти на уровне не ниже $18 за баррель компаниям вполне по силам оплачивать все текущие налоги живыми деньгами, не поднимать внутренние цены на нефть, при этом рентабельность их работы будет вполне приемлемой около 15%. Однако выполнение дополнительного требования МНС о погашении до ноября всей налоговой недоимки нефтяных компаний может снизить рентабельность нефтяного сектора до нуля.
Впрочем, кратковременное отсутствие прибыли не так опасно, как возможное падение мировой цены на нефть. А такое развитие событий более чем вероятно. "Цена нефти в следующем году, безусловно, пойдет вниз, - сказал "Ведомостям"вицепрезидент компании "ЛУКОЙЛ"Леонид Федун. - ОПЕК очень обеспокоен тем, что сегодняшняя высокая цена сделала рентабельной разработку многих месторождений. Ведь если предложение нефти увеличится, доля ОПЕК на рынке начнет сокращаться". Скорее всего, цены на нефть будут балансировать на уровне $16 - 18 за баррель, считает Федун.
В таком случае, приспосабливаясь к внешним обстоятельствам, компании будут вынуждены добиваться каких-то послаблений на внутреннем рынке. Основных вариантов три: требовать снижения налогов, продавливать курс рубля и повышать цены на нефть и нефтепродукты.
Если правительство откажется искать компромисс по налогам и продолжит сдерживать падение рубля, нефтяники могут пойти на резкое повышение внутренних цен на нефть.
Например, при снижении мировой цены Brent до $16 за баррель внутренние цены могут подняться на 50%.
Если же правительство увяжет валютный курс с уровнем инфляции, для сохранения рентабельности нефтедобычи потребуется гораздо меньшее повышение внутренних цен всего 11%. Впрочем, экономисты нефтяных компаний признают, что эффект от этой меры может оказаться незначительным из-за неплатежей и ограничения внутреннего спроса.
Второй способ компенсации потерь от падения цены нефти - нарушение равновесия на валютном рынке - возможен, если правительство сумеет ограничить рост цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке и откажется снизить фискальные требования. Тогда нефтяные компании начнут продавливать курс доллара до приемлемой величины (см. диаграмму).
Леонид Федун считает, что курс рубля должен плавно снижаться на 1,5 - 2% в месяц. "Это будет происходить независимо от желания правительства, - пояснил Федун.. - У него недостаточно резервов, чтобы предотвратить падение рубля. А с учетом того, что в следующем году цена нефти пойдет вниз, эти резервы будут еще меньше".
И третий вариант компенсации потерь от ухудшения мировой конъюнктуры - отказ от оплаты налогов живыми деньгами либо снижение экспортной пошлины на нефть. Последнее маловероятно, поскольку сейчас правительство стремиться эту пошлину увеличить, дабы изъять в бюджет дополнительные доходы нефтяников. Значит, в следующем году оно не доберет налоги.
"При такой цене ($16 - 18 за баррель) выполнение всех фискальных требований правительства невозможно, - открыто заявил Леонид Федун. - Компаниям остается только одно - снизить уровень оплаты налогов деньгами до традиционных 40 - 50% ". По его мнению, чрезмерная жесткость федеральных чиновников приведет к тому, что правительству придется возродить в той или иной форме зачеты, чтобы показатели сбора налогов были приличными хотя бы на бумаге.