"АвтоВАЗ"спасает "дочку"


САМАРА - Вчера крупный поставщик и дочерняя компания "АвтоВАЗа" - АО "АвтоВАЗагрегат" - была фактически спасена от банкротства. Обеспокоенное руководство Волжского автозавода решило вмешаться в спор с налоговиками и приняло активное участие в погашении бюджетных долгов своего поставщика. Со своей стороны налоговики закроют спорные долги "АвтоВАЗагрегата"по нашумевшему "песочному делу".

"АвтоВАЗагрегат" - профильный, стратегически важный объект, который мы никому не отдадим, мы не можем допустить возбуждения дела о банкротстве", сказал Алексей Николаев, президент "АвтоВАЗа". "АвтоВАЗагрегат"производит порядка 20% от общей потребности ВАЗа в автомобильных сиденьях, а к концу следующего года должен покрывать ее полностью.

Ровно две недели назад коллегия ФУДН предъявила "АвтоВАЗагрегату"ультиматум, угрожая в случае непогашения до конца 1999 г. долгов возбудить дело о его несостоятельности. По данным налоговой инспекции, из начисленных за семь месяцев текущего года 390,7 млн руб. предприятие погасило всего 5,8%.

Часть этой задолженности оспаривается "АвтоВАЗагрегатом".

"АвтоВАЗ"обещает даже больше, чем требовали налоговые органы: просроченная задолженность будет погашена за один, а не за четыре месяца. "АвтоВАЗагрегат"под гарантии ВАЗа взял кредит в 36 млн руб. в одном из тольяттинских банков. По словам Рудольфа Вшивцева, гендиректора "АвтоВАЗагрегата", это позволило закрыть ему все долги в областной бюджет, и уже с сегодняшнего дня он не будет должен области ни копейки. Задолженность завода перед федеральным бюджетом в размере около 60 млн руб. будет погашаться до конца сентября непосредственно "АвтоВАЗом". Со всеми внебюджетными фондами уже достигнуты соглашения о порядке погашения просроченных долгов.

Гарантии "АвтоВАЗа"предоставлены его дочернему предприятию под обещание налоговиков простить спорную задолженность "АвтоВАЗагрегата". Региональным кредиторам придется отказаться от своих требований по погашению так называемых "песочных"долгов.

"Песочное дело"было предано огласке в 1998 г. "АвтоВАЗ"и ряд его дочерних предприятий использовали схемы, в которых фигурировали поставки гигантских объемов песка, для погашения части бюджетной задолженности. После серии разбирательств эти сделки были признаны незаконными. Однако по ним были начислены налоги. Эта задолженность и оспаривалась "АвтоВАЗагрегатом". Аналогичные процессы, инициированные "АвтоВАЗом", закончились его полной победой. Поскольку дело "АвтоВАЗагрегата"ничем не отличается от вазовского, уступки налоговиков носят во многом формальный характер.

Помимо "АвтоВАЗагрегата", налоговые органы всерьез обеспокоены ситуацией с еще одним поставщиком "АвтоВАЗа" - АО "Завод имени Тарасова", в отношении которого в областном арбитражном суде уже возбуждено дело о несостоятельности. Первое слушание по нему пройдет в начале октября. В отличие от "АвтоВАЗагрегата", 100% уставного капитала которого принадлежит "АвтоВАЗу", АО "ЗиТ"автозаводом не контролируется. Тем не менее "Завод имени Тарасова" обеспечивает практически в полном объеме поставки генераторов и стартеров для производимых в Тольятти автомобилей. В лизинге у "ЗиТ"находится оборудование ВАЗа на сумму порядка 1 млрд руб. Руководство "АвтоВАЗа"уже заявило о намерении его забрать.