Самогонные аппаратчики


В первые годы перестройки, когда советское и партийное руководство обожало рассуждать о необходимости сокращения чиновничьего аппарата, родился замечательный анекдот. В колхозе идет собрание, посвященное сокращению аппарата. Некий подвыпивший мужичок мирно посапывает на галерке. Дело доходит до голосования. Звучит вопрос председательствующего: "Кто за сокращение аппарата? " Мужичок в ужасе просыпается и кричит: "Аппарат сокращайте, а змеевик - ни в коем случае! " На самом деле и в чиновничьем аппарате есть свои "самогонщики" - люди, в любой обстановке великолепно срабатывающие на самих себя. К их числу смело может причислить себя первый вице-премьер Николай Аксененко. В последние дни он доказал, что не зря считается одним из самых талантливых российских чиновников.

Вскоре после утверждения Госдумой в качестве премьера Владимир Путин уверенно заявил, что превосходству Аксененко над другим первым вицепремьером - Виктором Христенко - приходит конец. Путин публично утверждал, что теперь оба первых "вице"равны. Более того, ходили слухи о возможной отставке Аксененко.

Не тут-то было. Аксененко оказался гораздо более живучим, чем думалось его недоброжелателям. Стоило Виктору Христенко допустить несколько неосторожных высказываний, как он тут же был откомандирован "на запасный путь". Особенно неуместным оказалось заявление Христенко о том, что правительство выпустит постановление, увеличивающее экспортную пошлину на нефть до 10 евро за тонну, и введет запретительные пошлины на мазут. Это высказывание оказалось, мягко говоря, преждевременным. В результате пошлинами на нефть поручили заниматься Аксененко. Именно он провел экстренное совещание с нефтяными королями (как раз тогда, когда премьер улетел в Новую Зеландию). Именно он подписал окончательный вариант правительственного постановления с пошлиной в 7,5 евро за тонну.

Свидетельством значительного укрепления позиций Аксененко в новом правительстве стало и его назначение правительственным куратором борьбы с последствиями взрывов в Москве. Теперь можно уверенно говорить, что Аксененко попрежнему "главный на хозяйстве"в отсутствие премьера, как это было и при Степашине.

Между тем попытки преуспеть в личной чиновничьей карьере, сами по себе непредосудительные, смотрятся особенно неприятно на фоне политических событий последней недели.

Когда министр топлива и энергетики Виктор Калюжный, чья карьера висит на волоске, в день всенародного траура устраивает шоу по снятию с поста главы акционерной компании "Транснефть"Дмитрия Савельева, это выглядит не слишком красиво.

Дело не в личных качествах г-на Савельева или предлагаемого на его место г-на Вайнштока. Просто "не время сейчас, не время".

Скандал вокруг "Транснефти" и аппаратные достижения Аксененко в последние дни показали, что государственная машина России, несмотря ни на что, вертится. Все-таки хорошо, что еще кто-то в России сейчас печется не о личной безопасности, а о сохранении таблички со своей фамилией на своем кабинете.

Семен Новопрудский - редактор отдела экономики "Известий", настоящий комментарий написан специально для газеты "Ведомости"