Семьи и власть


Нас вообще раздражает, когда наши лидеры оказываются обычными людьми. Когда их поступки объяснимы с точки зрения интересов сохранения власти, мы легко соглашаемся с разумностью и обоснованностью любого решения. Можно представить себе, какой взрыв негодования вызвало бы, например, на Съезде народных депутатов СССР решение Горбачева назначить Раису Максимовну своим советником. А если бы на ответственный пост была назначена дочь Горбачевых Ирина? Между тем к официальному статусу Татьяны Дьяченко, к самому термину "семья"в новейшей "кремленологии"мы быстро привыкли. Мы просто отвечаем самим себе на непростые вопросы. Зять президента во главе крупнейшей авиационной компании страны? Но он опытный летчик, и вообще - как подругому ограничить влияние в "Аэрофлоте"людей Березовского? А заслуги Татьяны Борисовны вообще неоспоримы - ведь именно с ее помощью удалось обеспечить историческую победу штаба Чубайса над штабом Сосковца. Кто же мог предполагать, что дочери Ельцина так понравится заниматься политикой? В горбачевское время молва приписывала опальному Ельцину критику семейных отношений генсека аж с трибуны партийного пленума. Борис Николаевич ничего подобного, конечно, не заявлял, но с супругой долгое время на людях старался не появляться, в обычную городскую поликлинику поехал регистрироваться на общественном транспорте, номенклатурными привилегиями возмущался... До окончательного торжества клановости во власти оставалось еще несколько лет, до рекламных плакатов на Новом Арбате "Семья любит Рому" - почти десятилетие.

Завтра, когда на Новодевичьем кладбище будут хоронить Раису Максимовну Горбачеву, можно будет вновь услышать в теленовостях немало добрых слов о супруге первого союзного президента. Вспоминающие Раису Максимовну старательно обходят главное - то, как несправедливо было перестроечное общество к неожиданно появившейся элегантной и старательной "первой леди", какое необъяснимое раздражение вызывали естественное для супруги главы государства стремление соответствовать своему статусу так, как это принято в мире, и естественная для женщины гордость за успехи мужа. К Михаилу Горбачеву в России относились поразному - и любили, и проклинали, и превозносили, и ниспровергали. На долю Раисы Горбачевой пришлось лишь это бессмысленное раздражение толпы, не сумевшей разглядеть проявление искреннего человеческого чувства.

Возможно, мы так спокойно воспринимаем это, потому что рассчитываем: все скоро окончится, начнется совсем другая эпоха. Совсем другая? Для воспоминаний о будущем советую иногда смотреть канал "ТВ Центр". Энергичная Елена Батурина в роли кандидата в депутаты Государственной думы, прогуливающаяся по рынку Элисты, выслушивающая посвященные себе стихи калмыцких поэтов, убеждающая электорат, что деньги не должны оставаться в Москве, - это кто? Столичная бизнес-вумен, решившая получить депутатский мандат? Или все-таки супруга московского градоначальника и лидера "Отечества", пользующаяся хотя бы частичной поддержкой новой партии номенклатурного реванша? Является ли депутатский мандат вершиной политических желаний Елены Батуриной - вопрос столь же риторический, как и вопрос, является ли мэрское кресло вершиной политических устремлений ее мужа...

Раиса Горбачева, конечно, очень хотела помочь Михаилу Сергеевичу, но его власти ей было достаточно - в том-то и фокус! Она была донельзя озабочена комфортом супруга, своим внешним видом перед телекамерами, своими гуманитарными программами... Семья первого президента СССР с расстояния прошедших после его отставки лет выглядит просто семьей без кавычек... Даже недоброжелателям не придет в голову назвать ее кланом.