Союз нерушимый


Российский президент Борис Ельцин одобрил проект договора о создании единого государства с Белоруссией и предложил вынести его на всенародное обсуждение. Судя по намерению опубликовать проект документа уже 1 октября, он может стать хитом предвыборной программы власти на парламентских выборах. А само объединение можно приурочить к президентским, выставив кандидата Кремля новым собирателем земель.

Мировая пресса в эти дни также много писала о Белоруссии.

Но не в связи с ее грядущим объединением с Россией, а в связи с закончившимся процессом над независимой газетой "Навiны", которую минский городской суд оштрафовал на $75 000 по иску секретаря Совета безопасности Белоруссии Виктора Шеймана.

Разобраться с журналистами приказал сам президент страны Александр Лукашенко, так что исход процесса ни у кого сомнений не вызывал. Гораздо больше вопросов вызывает судьба бесследно пропавшего оппозиционера Виктора Гончара. Запад однозначно обвиняет в происшедшем белорусские власти, в соседней с Белоруссией Литве усиливают охрану беглеца из Минска - эксспикера Верховного совета республики Семена Шарецкого, всерьез опасаясь за его безопасность... А в Москве работают над текстом объединительного соглашения.

Впрочем, не все. В день, когда Борис Николаевич одобрял проект интеграционного документа, Юрий Михайлович Лужков подписал наконец долгожданное временное положение о порядке перемещения лиц, "злостно нарушающих" (так в тексте) правила регистрации в российской столице. Теперь уже на законных основаниях людей, совершающих административные правонарушения, могут высылать из отдельно взятого города за их же счет.

Если примеру весьма авторитетного в Совете Федерации Лужкова последуют другие губернаторы, то уже в скором времени Россия превратится в совокупность городов, огражденных колючей проволокой от нежелательных пришельцев. В Советском Союзе любили судачить о порядках в ультракоммунистической Албании: мол, там для того, чтобы переехать из города в город, нужно пройти парткомы, месткомы и милицию. Нам удалось сделать эту сказку былью только в демократические времена. Вдумаемся: 15 000 человек, которым отказано в регистрации в Москве, - это ведь и есть самые законопослушные граждане! В отличие от сотен тысяч проигнорировавших распоряжение властей они пришли исполнить волю московского мэра - и поплатились! Хотя в России невозможно найти закон, согласно которому чиновник имеет право решать, кому где жить. И в мэрии великолепно это знают - недаром готовят поправки в Административный кодекс, пытаясь через Государственную думу узаконить беззаконие.

С другой стороны, сделан серьезный шаг по направлению к строительству союзного государства. Еще недавно многие в России были уверены, что, объединившись с Белоруссией, они помогут демократизации соседней страны... Но с дальнейшим развитием ситуации становится ясно, что это не Белоруссия может стать такой, как Россия, а Россия - такой, как Белоруссия.

Перепуганное террористическим кошмаром столичное общество весьма индифферентно реагирует на далекие от конституционного порядка меры властей. Для того чтобы превратить Россию в Белоруссию, нужно только дальнейшее усиление этого испуга.