Позиция силы


В мире пищевой промышленности, где царит закон "съешь или съедят тебя", Билл Джонсон, генеральный директор компании Heinz, готовится к роли плотоядного животного. В прошлом месяце он потерпел неудачу во время переговоров о слиянии с компанией Bestfoods, производителем майонеза Hellman's, однако это не умерило его аппетиты.

В кабинете Джонсона на 60-м этаже здания в Питтсбурге висит табличка "Хныкать запрещено". В то время как производители продуктов питания пытаются бороться с падением цен на свою продукцию и растущими требованиями объединяющихся потребителей, он говорит о росте. "Мы идем в авангарде консолидации, - уверен Джонсон, - а большинство директоров в нашей отрасли реагируют лишь на текущие проблемы".

Он ничего не говорит ни о переговорах с Bestfoods, ни о других вероятных кандидатах на слияние. Однако жаждет доказать, что Heinz должна быть ведущей компанией отрасли, которая может существенно увеличить объем продаж на медленно растущем рынке. "Мы знаем, как это сделать", - утверждает Джонсон, приводя в пример две реструктуризации, которые он провел за два года пребывания в должности и которые позволили компании сократить издержки на $500 млн.

Две недели назад он объявил о планах реорганизации системы сбыта в США. По его словам, это даст возможность компании "занять на рынке такие твердые позиции, которые позволят в случае консолидации вести речь о ней с позиции силы". Подчиненные поддержали своего начальника. "Наша отрасль нуждается в том, чтобы кто-то решительно взялся за изменения, - говорит один из директоров Heinz. - Мы, возможно, не самые лучшие партнеры, но речь идет не о выборе лучшего партнера, а о необходимости действий".

Проблема заключается в том, добавляют коллеги Джонсона, "что некоторые участники рынка не чувствуют необходимости перемен". Вероятно, поэтому Джонсон так беспощаден ко многим своим оппонентам: "Совершенно очевидно, что некоторые люди занимаются делом, которым им не стоит заниматься, а их бизнес успешнее развивался бы под управлением кого-нибудь еще".

Как утверждают аналитики, Джонсон пользуется большим доверием у инвесторов, чем руководители других компаний отрасли.

Джейн Меринг, эксперт из Salomon Smith Barney, считает, что Джонсон "управляет твердой рукой. Ему пришлось изменить жуткую ценовую политику, доставшуюся в наследство от прошлого руководства. И ни один гендиректор, если бы создавал сегодня пищевую компанию, не составил бы такой портфель ценных бумаг, какой достался Джонсону".

Джонсон подходит к развитию своего бизнеса исключительно с практической точки зрения: "Нужно быть бесстрастным, анализируя возможности компании для роста. Необходимо ответить на вопрос: в состоянии ли этот игрок продолжать игру? Будет ли товар этой марки продаваться? " Спортивная лексика - неотъемлемая часть словаря Джонсона. О своем предшественнике на посту генерального директора Тони О'Рейли, который в будущем году должен оставить пост председателя правления Heinz, он отзывается следующим образом: "Мой отец говорил: к сожалению, сынок, один из уроков, который тебе предстоит выучить, состоит в следующем. Когда новый игрок доказывает, что он лучше старого, старый должен сдаться. Выигрывает лучший".

По мнению О'Рейли, Билл Джонсон на сегодняшний день - лучшая кандидатура на роль руководителя Heinz: "Он исключительно энергичный человек, и у него верный взгляд на современный меняющийся мир". Джонсон не критикует О'Рейли, однако говорит, что под его собственным руководством компания "помолодела, стала более энергичной и агрессивной".

Заняв пост главы компании, Джонсон первым делом взялся за "раскрутку" товара, упаковка которого - бутылка из-под кетчупа фактически стала символом Heinz. Долгие годы компания считала это направление своего бизнеса достаточно развитым и не считала нужным вкладывать в него дополнительные средства. Однако инициированная Джонсоном агрессивная маркетинговая кампания привела к росту продаж кетчупа в 1998 г. на 9%.

Пока, однако, улучшения в компании никак не отразились на поведении инвесторов, безразличных к акциям производителей продуктов питания. Но Билл Джонсон не унывает: "Мы не Microsoft или America Online, однако должны добиться устойчивого роста в 10 - 12% ". (FT)