Остановить геноцид в Чечне


Саммит ОБСЕ, который состоится на будущей неделе Стамбуле, дает международному сообществу шанс выступить против политики геноцида, проводимой Россией Чечне. На протяжении нескольких недель мы занимали позицию отстраненного наблюдателя, теперь настало время действовать.

Американской разведке удалось выяснить некоторые зловещие детали российского плана по уничтожению Чечни. Первая стадия боевых действий предполагала проведение намеренных массированных бомбардировок населенных пунктов Чечни с целью вытеснения оттуда мирного населения. Затем последовало наступление наземных войск, призванное сконцентрировать сопротивляющихся чеченцев в населенных пунктах.

На этот раз российские войска не намерены вести дорогостоящую войну на улицах чеченских городов против патриотически настроенных чеченцев. Вместо этого они собираются использовать новые средства массового уничтожения, способные поражать противника на большом расстоянии. При помощи комбинации взрывчатых и химических веществ российские войска хотят уничтожить чеченские вооруженные формирования, загнав их в разрушенные города республики.

По имеющимся сведениям, российским солдатам уже розданы противогазы. В результате этой операции будет уничтожена большая часть мужского населения Чечни, способного держать в руках оружие.

Победа России в этой войне будет иметь далеко идущие и крайне негативные последствия даже в том случае, если мировое сообщество будет по-прежнему безмолвствовать, а клинтоновская администрация - проявлять бесчеловечную пассивность. Военная победа усилит неоимперские амбиции Москвы, укрепив позиции наиболее реакционной части российской политической элиты. В политическом развитии России это станет большим шагом назад.

Чеченский конфликт приведет также к дестабилизации положения на Кавказе. Массовый поток беженцев с Северного Кавказа может направиться в Грузию, увеличив напряженность в этой республике. Более того, вдохновленные успехом военной операции в Чечне, российские приверженцы жесткой линии могут попытаться оказать давление или даже устранить грузинского президента Эдуарда Шеварднадзе, снова подчинив себе территорию Грузии. Во время своего визита в Тбилиси в прошлом месяце я ясно почувствовал, что в стране всерьез опасаются такого исхода событий.

Эта ситуация весьма неблагоприятна для Соединенных Штатов. Подчинив себе Грузию, Россия получает прямой выход к Армении, уже находящейся в зависимости от Москвы. Таким образом Азербайджан (да и вся Средняя Азия) оказываются отрезанными от Запада, а Россия получает контроль над трубопроводом Баку - Супса.

Пассивность Запада вызывает недоумение, в особенности после конфликтов в Косове и в Восточном Тиморе. Возможно, Запад просто не понимает, что главной причиной повторного вторжения российских войск в Чечню является неспособность Москвы выполнить свои обещания по восстановлению экономики этой республики. Отсюда и усиление экстремистских настроений в самой Чечне. Многие ранее умеренно настроенные чеченцы сегодня пополнили ряды экстремистов, отчаявшись получить поддержку Кремля, не желающего вести с ними переговоры.

Конфликт в Чечне имеет глубокие исторические корни. Чеченцы, не связанные с русскими ни национальными, ни религиозными узами, больше 120 лет сопротивлялись покорению. Нынешняя кампания России против чеченцев напоминает развязанную Сталиным античеченскую кампанию 1944 г., во время которой практически весь чеченский народ был насильственно перемещен в Среднюю Азию.

Что же делать в сложившейся ситуации? Для начала Запад не должен покупаться на увещевания России о том, что, мол, "мы союзники в борьбе против Усамы бен Ладена". Это своего рода отвлекающий маневр. Еще раньше администрация Клинтона проглотила вместе с крючком другую наживку - идею о том, что "Ельцин, подобно Линкольну, спасает единство нации". В сегодняшней ситуации терроризм не является ни геополитическим, ни моральным оправданием российского вторжения в Чечню.

Запад должен дать России понять, что ее политика в Чечне ставит под угрозу стабильность во всем регионе и что она несовместима с общими интересами и ценностями Америки и Европы.

Запад должен приостановить дальнейшую финансовую поддержку России и прямо поставить вопрос о моральных аспектах российской политики. Российские демократы, выступающие против войны в Чечне, изолированы, а видимое безразличие Запада лишь подрывает доверие к их заявлениям о том, что в результате войны страдают долгосрочные интересы России.

Вашингтону следует также выступить с инициативой принятия Россией, Евросоюзом и США совместных мер по разработке плана регионального экономического развития Северного Кавказа под эгидой ООН или других международных организаций. Для разрешения проблемы необходимо хотя бы в общих чертах обсудить план остановки разрушительного конфликта. Такая инициатива могла бы отодвинуть на задний план вопрос государственных интересов и заставила бы задуматься о более насущной задаче обеспечения хоть какого-то экономического роста в регионе.

Обеспокоенность России по поводу ее собственного статуса была бы в некотором роде нейтрализована, если бы ей предложили участвовать в такой совместной инициативе. Кроме того, свою лепту в совместные действия могли бы внести и три государства Закавказья.

Даже при том что ситуация в Чечне сложнее, чем в Косове перед интервенцией НАТО, стратегия, подобная натовской, здесь неприменима. Для Чечни скорее подошел бы сценарий Восточного Тимора, когда под международным давлением Индонезия согласилась с тем, что разрешение конфликта мирным путем - в ее же собственных интересах. Ближайшая встреча ОБСЕ была бы подходящим поводом для обсуждения ситуации в Чечне. Именно здесь представители международного сообщества с участием ООН могли бы обменяться мнениями и договориться о необходимых мерах по остановке геноцида России против Чечни. (WSJ) Збигнев Бжезинский Сбывший советник по национальной безопасности США, автор нескольких книг по политологии