В Азии начнется гонка ядерных вооружений


Месяц назад Синго Нисимура, занимавший пост заместителя начальника Управления национальной обороны, заявил, что Японии пора обзавестись собственным ядерным оружием. Это необходимо стране, утверждал Нисимура, для сдерживания ядерной агрессии со стороны других стран. Заявление вызвало бурную реакцию как в Японии, так и в целом в азиатском регионе. В результате Нисимура был вынужден уйти в отставку.

После того как премьер-министр Кэйдзо Обути категорически отверг возможность разработки Японией собственных ядерных арсеналов, можно было бы посчитать, что слова Нисимуры выражают чаяния небольшой кучки националистов, находящейся за пределами политического мейнстрима.

Однако все не так просто.

Сегодня не только Япония, но и другие страны, входящие в азиатскую систему сотрудничества в области обороны, возглавляемую Соединенными Штатами, начинают опасаться, что США не могут обеспечить им адекватную защиту от китайских ракет.

В то время как клинтоновская администрация полагает, что ядерное оружие постепенно утрачивает свое военное и политическое значение, ядерные арсеналы Индии, России и Китая начинают играть все большую роль в системе безопасности этих стран. Во время военного парада в Пекине 1 октября этого года Китай продемонстрировал четыре новых ядерных ракеты.

Растущие амбиции Китая вкупе с недостаточно активной позицией Вашингтона могут привести к гонке ядерных вооружений в Азии.

Первые признаки недовольства проявились в Японии - единственной из крупных стран азиатского региона, не имеющей ядерного оружия. Заявление Нисимуры знак того, что Япония начинает терять веру в американский ядерный щит. Разумеется, пока Япония не будет разрабатывать собственное ядерное оружие. Но не секрет, что в случае необходимости разработка собственных ядерных технологий займет у японцев всего несколько месяцев. Если Япония сделает первый шаг в этом направлении, ее примеру могут последовать другие союзники США в регионе - такие, как Австралия или Тайвань. А это приведет к дестабилизации положения в регионе.

Существуют исторические прецеденты, когда разочарование в союзниках заставляло некоторые страны создавать свой собственный ядерный потенциал. Одной из главных причин, толкнувших Китай на путь развития ядерных технологий, послужила сдержанная позиция Москвы во время кризисов в Тайваньском проливе в 1954 и 1958 гг. Подобные же мотивы послужили причиной превращения Индии в ядерную державу. После распада Советского Союза лишившаяся советского ядерного щита Индия вынуждена ыла противостоять Китаю, поставлявшему ядерное оружие и технологии главному сопернику Индии - Пакистану.

Между тем американский президент оказывал негласную поддержку Китаю, считая его "стратегическим партнером" Соединенных Штатов. Эта политическая ошибка Америки во многом послужила причиной решения Индии провести ядерные испытания в мае 1998 г.

В конце 1960-х гг. даже Австралия начала заигрывать с идеей производства собственного ядерного оружия, разочаровавшись в перспективах военного сотрудничества с США в ходе вьетнамской войны. Считая, что ей лучше всего оставаться под прикрытием американского ядерного оружия, Австралия подписала и ратифицировала договор о его нераспространении.

Однако идея обладания собственным ядерным оружием все еще находит отклик у некоторых австралийских политиков. И этот отклик стал бы гораздо сильнее, если бы потеря Соединенными Штатами лидерства в сфере контроля за ядерными вооружениями побудила Японию обзавестись своим ядерным оружием.

Между тем Китай планомерно наращивает свой арсенал ядерных ракет и резко возражает против активизации действий в области противоракетной обороны. В то время как администрация Клинтона пыталась наладить "стратегическое партнерство" с Китаем, тот, как видно из материалов расследования, проведенного конгрессменом Крисом Коксом, охотился за американскими секретными ядерными и ракетными технологиями.

Усиление ракетной мощи Китая не может остаться незамеченным в Японии. В 1996 г., когда Китай выпустил ракеты малого радиуса действия по акватории тайваньских портов, некоторые ракеты упали рядом с островами Сенкаку, на которые претендует Япония. Кроме того, Китай производит сейчас модернизированный вариант своей ракеты среднего радиуса действия DF-21, предназначенной для нанесения удара по периферийным странам региона - таким, как Япония. В течение 10 лет Китай может произвести до 1000 баллистических и крылатых ракет.

Наращивая свой ракетный арсенал, Китай одновременно прикладывает усилия, чтобы заставить Японию отказаться от участия в разрабатываемой США системе локальной противоракетной обороны. Приводятся те же аргументы, с помощью которых СССР смог в 1972 г. убедить США подписать несовершенный и опасный Договор по ПРО, - что противоракетные системы станут дестабилизирующим фактором.

При этом Пекин надеется, что Япония и другие страны не уделят существенного внимания той роли, которую он играет в разработке ракетной программы Северной Кореи. Китай предоставил Пхеньяну первичные данные по ракетным, а недавно, как говорится в докладе Кокса, и по спутниковым технологиям. Однако после того как в 1998 г. КНДР выстрелила своей ракетой над Японией, та лишь расширяет свое участие в системе локальной противоракетной обороны.

Самым важным уроком, который нужно вынести из стремления Китая создать крупный ракетный арсенал и неизбежной реакции на это со стороны японских националистов - таких, как Нисимура, - является то, что США должны обеспечить эффективными средствами защиты и сдерживания своих союзников, чтобы они не испытывали потребности в производстве собственных. И сделать это нужно гораздо быстрее, чем в настоящее время намечает администрация Клинтона. (WSJ) Д-р Робин Лим, бывший разведаналитик, работавший на правительство Австралии, в настоящее время - профессор-международник в японском университете Hiroshima Shudo University