ПРОГНОЗ: Что будет на неделе


Пример ироничного отношения к компромату являет собой намеченная в ближайшее время к презентации брошюра “Секретные материалы – пособие для СМИ, решивших опубликовать компромат на Сергея Кириенко”. В ней составители из числа работников кириенковского штаба сообщают слухи, порочащие честь и достоинство экс-премьера, и одновременно дают оценки и рекомендации по их использованию. Например, слух о том, что Кириенко – хаббардист. “Оценка с точки зрения PR – “пять с плюсом”, – пишут соратники лидера СПС. – Доказать что-либо чрезвычайно трудно. Известно, что Сергей Владиленович увлекается восточными единоборствами. Выстраивать цепочки типа “айкидо – “Аум Синрике” – сайентологи” в PR-агентствах умеют даже секретарши”.

На этой неделе ведущие политики окончательно разделятся на две группы: на тех, кто умеет смеяться, в том числе над собой, и тех, чья роль в обществе не предполагает наличия чувства юмора.

Водораздел этот образуется именно сейчас отнюдь не случайно. Две недели до выборов – это тот период, когда можно обнародовать любой компромат, не опасаясь формального опровержения. Суд не успеет разобраться в существе вопроса. Лужков выиграл один процесс у Доренко и собирается на этой неделе подать еще один иск. И Мамут намерен сделать то же самое, но против Примакова. Ни тот ни другой не получат до выборов сатисфакции. А после голосования необходимость уплаты истцу 100 000 руб. не будет значить ничего ни для кого. Значит, все будет зависеть от неотложной реакции того, против кого компромат направлен. Сумел ловко отбить сам – значит, уцелел, отпасовал в суд – проиграл. Весь ход кампании до сих пор предельно четко свидетельствует о том, что победа на дуэлях между компрометирующим и компрометируемым достается тому, кто сохраняет чувство юмора и хладнокровие.

Кандидат по одномандатному округу Березовский, на которого никакой компромат уже давно не действует, как анафема не действует на сатану, тоже счел нужным пошутить. “Если это так, – прокомментировал Борис Абрамович сообщение о том, что следователь Волков обвиняет его в хищении $9 млн, – то это, безусловно, большой прогресс: еще совсем недавно мне вменялось в вину хищение $400 млн. И вот в результате только одной поездки в Швейцарию сумма сократилась до 9 млн. Уверен, что в результате следующей поездки следователя в Швейцарию Генпрокуратура будет должна уже мне”. По всей видимости, после такой калькуляции Березовскому на этой неделе арест не грозит.

Но сатирический ресурс распределен между участниками предвыборной гонки неравномерно. Обделены оказались политические тяжеловесы. По двум причинам. Во-первых, враги стали шутить над ними первыми и, несомненно, продолжат глумиться на наступившей неделе. Существует, например, совершенно конъюнктурное антилужковское печатное издание под названием “Отечество не выбирают”. Само название его – откровенно изуверское – под банальной патриотической аксиомой скрывает предвзятое отношение к московскому мэру и его политическому движению. Вполне вероятно, что на этой неделе в данном пропагандистском листке будет напечатано такое, к примеру, издевательское воззвание к гражданам: “У ваших друзей и родственников нет московской прописки. Помогите мэру – не дайте им проникнуть в столицу!” Можно с уверенностью прогнозировать, что гнев по поводу этой попытки злонамеренно исказить суть планомерно проводимой мэрией политики по наведению элементарного порядка в столице будет нешуточным. Впрочем, однажды Лужков попробовал пошутить. Это когда в Австрии к его приезду бульварная газетенка напечатала, что мэр якобы приобрел очень дорогого жеребца. Лужков пошутил: мол, да, купил и жеребца, и два вертолета, и три “Мерседеса”. Гиперболу такую придумал. Так ведь нашлись люди, напрочь лишенные чувства юмора, и поверили. Пришлось мэрии потом опровергать Доренко, который продемонстрировал запись этой фразы Лужкова без мигающей надписи в правом верхнем углу экрана: “Шутка… Шутка… Шутка”.

Есть и вторая причина, по которой тяжеловесам труднее отбивать компромат остроумно и эффективно. Это системная причина, поколенческая. Ведь участвующие сейчас в предвыборной кампании блоки делятся на самом деле не на “правых” и “левых”, а на политиков старой и новой закалки. Деление это не обязательно коррелирует с возрастом политиков. Жесткое различие заметно в другом: одни исполняют роль отца нации, другие – политического менеджера. Роль отца нации – Дэна Сяопина, Хомейни, Саддама Хусейна – невозможно сыграть шутя. Эта роль – из трагедии. Поэтому очень уместными были слова Примакова, восходящего на премьерство после трагического кризиса 1998 г.: “Я не обещаю быстрых успехов”. Как в революционной песне: “Тяжелые годы уходят // Борьбы за свободу страны. // За ними другие приходят, // Они будут тоже трудны”. А теперь враги навязали совершенно опереточный стиль ведения кампании. Гротеск с бурлеском. Ни один Дэн Сяопин не сможет удержать ситуацию под контролем, если над отцом нации позволительно шутить. Единственное в этом смысле исключение – Зюганов. Он хотя и не шутит, но от одного его вида становится смешно: очень уж бросается в глаза контраст между его очевидной внутренней человеческой мягкостью и напускной суровостью народного трибуна. Но на этой неделе КПРФ предоставлено время на телевидении только во вторник.

Так что тяжеловесы шутить не будут. На этой неделе, по имеющейся информации, ОВР подаст запрос в Центризбирком, в котором официально изложит претензии по поводу подкупа своих кандидатов. А некие российские граждане, сочувствующие идее центризма, по всей видимости, обратятся в Генпрокуратуру с иском на эту же тему. Вероятно, противная сторона не останется в долгу. Кстати, Путин во вторник проведет селекторное совещание с руководителями российских регионов по проблемам системы исполнения уголовных наказаний. 4000 мест премьер уже освободил – выпустил необоснованно задержанных. В среду же Путин проведет селекторное совещание совместно с Центризбиркомом по вопросу подготовки к выборам. Дело в том, что с пятницы должно быть обеспечено круглосуточное дежурство сотрудников правоохранительных органов на избирательных участках.

А в воскресенье состоится последний перед голосованием выпуск аналитических телепрограмм. Почти все ведущие политики уже записались на интервью.