Обещанного два года ждут


До начала выплат сторонам предстоит решить еще целый ряд проблем. Одна из них – распределение средств. Лиц, привлекавшихся к принудительным работам, разбили на несколько категорий: узники, рабочие, занятые на производстве, сельскохозяйственные рабочие, малолетние работники и т. д. По единодушному мнению, бывшим узникам следует выплатить максимальную компенсацию, точные размеры которой, впрочем, до сих пор не установлены. Отто Ламбсдорф, глава германской делегации на переговорах, высказал предположение, что максимальная компенсация составит DM15 000 ($7734) на человека, остальные жертвы нацистов получат в среднем по DM5000 ($2578).

Жители России до недавнего времени не имели возможности получить даже то порой символическое утешение, которое – в виде различных выплат – было доступно гражданам европейских стран и США. Правительство СССР отказывалось участвовать в программах выплат. Между тем Германия за последние 50 лет выплатила жертвам и их наследникам около $60 млрд.

Россияне получили лишь небольшие выплаты по межправительственному соглашению 1993 г. и находятся в процессе получения суммы чуть побольше (по $400 на человека) от Швейцарского фонда помощи нуждающимся жертвам Холокоста. Новыми выплатами в России, скорее всего, будут заниматься Фонд взаимопонимания и примирения и World Jewish Restitution Organization через спецкомитет Российского еврейского конгресса. По данным Фонда взаимопонимания и примирения, в России может быть до 450 000 потенциальных получателей, но пока фонд получил 386 000 заявок. Евреев – жертв Холокоста остается в России всего около 2000 человек.

Аналогичные организации действуют и в других странах. По разным оценкам, всего в мире в живых остается от 1,5 млн до 2 млн человек, привлекавшихся к различным видам принудительных работ. По условиям соглашения правительство и промышленники Германии должны будут выплатить в фонд компенсации по DM5 млрд ($2,578 млрд). За всю послевоенную историю это первый случай, когда немецкие компании объединились, чтобы выплатить компенсацию уцелевшим жертвам нацистской военной машины.

Немецкие промышленники надеются, что черта подведена и им больше не придется отвечать за грехи прежних поколений. Соглашение носит окончательный характер, и новые классовые иски немецким компаниям не грозят. Люди, работавшие на нацистской каторге, получат компенсацию за свои страдания гораздо быстрее, чем это могло бы произойти в случае судебных тяжб.

Проблема состоит в том, что до сих пор окончательно не определены источники финансирования. По словам Ламбсдорфа, часть компенсации, выплачиваемая правительством, будет сформирована из средств налогоплательщиков и средств, полученных от продажи государственных активов.

С промышленниками дело обстоит сложнее. На данный момент в формировании фонда согласились участвовать 70 компаний. Тем не менее, по мнению специалистов, этого явно недостаточно, чтобы набрать требуемую сумму. Остается надеяться, что после того, как определены окончательные размеры компенсации и даны гарантии юридической неприкосновенности, к участию в фонде удастся привлечь больше компаний. Со 100 компаниями уже ведутся переговоры, хотя для сбора DM5 млрд ($2,578 млрд) потребуется участие большего числа предприятий. (WSJ)